Началось обсуждение новых правил проведения митингов и узаконения нелетальных пуль
В Парламенте начались комитетские слушания по пакету законодательных изменений, которые предусматривают узаконение использования полицией нелетальных пуль; ужесточение правил проведения митингов и манифестаций и увеличение административных штрафов и административного заключения.
Пакет, который был инициирован четырьмя депутатами от правящей партии – Павле Кублашвили, Муразом Зоделава, Лашой Тордия и Кахой Анджапаридзе 29 июня, включает три законопроекта: поправки к закону «О полиции», к закону «О собраниях и манифестациях» и поправки к Кодексу административных правонарушений.
Депутат Лаша Тордия на заседании Комитета по вопросам евроинтеграции 3 июля заявил, что данные изменения обусловлены опытом, полученным в ходе перманентных акций протеста оппозиции за последние три месяца. По его словам, принятие поправок, которые предусматривают внесение большей конкретики в законодательство, планируется к сентябрю.
Узаконение нелетальных пуль
Согласно инициированным поправкам к закону «О полиции», нелетальные пули будут внесены в перечень специальных средств, правом использования которых обладает полиция.
Согласно действующему законодательству, полиция имеет право использовать: наручники или другие средства связывания рук, резиновые дубинки, слезоточивый газ, сверхзвуковое устройство психологического воздействия, средства для разрушения препятствий и для вынужденной остановки транспорта, средства для выбрасывания водяной струи, бронемашину и другие специальные транспортные средства, специальную краску, собак и коней, устройство электрошока.
В ноябре 2007 года и 6 мая 2009 года на оппозиционных акциях полиция использовала нелетальные пули против митингующих. В ходе майского инцидента полиция сперва отрицала факт применения нелетальных пуль, но позже использование было признано.
По заявлению председателя Юридического комитета Парламента Павле Кублашвили, при использовании нелетальных пуль, в результате чего на акциях 6 мая двое участников митинга потеряли по одному глазу каждый, а некоторые другие участники, в том числе и лидеры оппозиции, а также журналисты, получили ранения в области головы, незаконные действия со стороны полиции не имели место, так как законодательство допускает использование тех спецсредств, которые не запрещены международными нормами.
В то же время, пакет поправок устанавливает правила использования нелетальных пуль, в частности, «с целью отражения нападения на гражданина, полицейского, на защищенный объект; для предотвращения массового или группового нарушения общественного порядка; для задержания лица, совершающего преступление, общественно опасное действие или с целью его принуждения, чтобы он покинул транспортное средство или здание-строение, в котором укрывается».
Поправки к закону «О собраниях и манифестациях»
Поправки запрещают «искусственное» и «намеренное» перекрывание тротуара и проезжей част улицы во время митинга, как его участниками, так и «автомобилями, другими конструкциями и/или предметами».
«На будущее на любое перекрывание улицы камерами ли любыми другими конструкциями последует соответствующее реагирование и правоохранительные органы примут соответствующие меры», — заявил Павле Кублашвили.
Согласно законопроекту, «полное или частичное перекрытие пешеходной части, а также проезжей части возможно будет лишь в том случае», если количество людей проведение митинга в иной форме делает невозможным.
В то же время, это перекрывание должно происходить в том отрезке времени, как этого потребует число пришедших на митинг людей.
Согласно законопроекту, митинг «должен быть прекращен незамедлительно сразу после требования полномочного представителя местного самоуправления», если будут нарушены вышеупомянутые правила, также в массовом порядке нарушены заранее декларированные сроки и место проведения митинга, у участников в массовом порядке обнаружено оружие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, слезоточивые, радиоактивные, нервно-паралитического действия и отравляющие средства и алкогольные напитки; также послышались призывы к свержению или насильственному изменению конституционного строя Грузии, посягательству на независимость страны и нарушение территориальной целостности, или такой призыв, который является пропагандой войны и насилия, разжигает национальную, региональную, религиозную или социальную вражду.
В то же время, законопроект вносит малое уточнение в действующие правила и определяет те здания, в которых или в радиусе 20 метров от них запрещается проведение митинга. Тут новшеством является правило измерения 20 метрового радиуса от входа в здание.
Этот запрет распространяется на следующие ведомства: Парламент; Резиденция президента; Конституционный суд; Верховный суд; Общие суды; Прокуратура; Полиция; Органы по отбыванию наказания и правоохранительные органы; военные части и объекты; железнодорожные станции; аэропорты; порты; больницы; дипломатические ведомства; правительственные ведомства; органы местного управления; здания предприятий и организаций со специальным режимом защиты труда или имеющие вооруженную охрану.
Административные санкции
Основным новшеством в Кодексе административных правонарушений является увеличение срока 30-дневного административного заключения до 90 дней, а также ужесточение штрафов в целом ряде случаев.
Согласно поправкам, за нарушение правил проведения собраний и манифестаций участник акции будет оштрафован на 1000 лари (около 610 долларов США), а организатор на 5000 лари.
90-дневное заключение предусматривается для тех, кто произведет «блокирование» тех зданий, в радиусе 20 метров от входа в которые запрещается проведение митингов; А также проведет акцию у места жительства судьи.
Штраф в размере 500 лари предусмотрен для тех, кто без разрешения соответствующих органов на фасадах административных зданий и поблизости с ними, а также на проезжей части улицы сделает различные надписи и рисунки. Лицо, повторно совершившее данное действие будет оштрафовано на 1000 лари, или ему придется отбыть административное заключение сроком до 30 дней.
В ходе проходящих акций протеста молодые активисты оппозиции части прибегали к выражению протеста в форме нанесения надписей на здания, ограждения и улицы.
Выплатить штраф в размере 100 лари или отбывать заключение до 90 дней придется лицу за мелкое хулиганство, что выражается в ругательстве в местах общественного скопления, «оскорбительном приставании к гражданам» и «других таких действиях, которые нарушают общественный порядок и спокойствие граждан».
По заявлению депутата Лаши Тордия, после входа в силу этих законов, участники акций, которые в будущем пожелают выразить протест бросанием яиц, аналогично тому инциденту, который имел место 12 июня у здания Парламента, придется выплатить штраф в размере 100 лари, или отбывать заключение сроком до 90 дней.
Законопроект также отражает тот опыт, который связан с использованием автомашин в ходе акций протеста. Недавно полиция лишила водительских прав некоторых тех активистов оппозиции, которые своими автомобилями участвовали в перекрытии Кахетинского шоссе у нового Административного здания МВД 19 июня 2009 г.
Согласно поправкам, предусматривается лишение водительских прав на срок до двух лет для тех водителей, которые организованно перекроют дорогу транспортными средствами или в групповой форме будут перемещаться в городе или в других населенных пунктах.
Депутат Тордия разъяснил, что эта норма затронет как акции того типа, которые проходили впервые во время «Революции роз», в последующем в ноябре 2007 года и наконец, в ходе проходящих акций протеста во время организованных автомобильных шествий участников акций протеста из регионов; так и т.н. акции таксистов, которые после начала акций протеста оппозиции в апреле проходили организованно уже дважды против оппозиции с требованием открыть перекрытые импровизированными камерами-клетками проезжие части улиц.
Руководитель Ассоциации молодых юристов Грузии Тамара Хидашели уже подвергла критике данный пакет законодательных изменений, как шаг, «направленный на ограничение фундаментальных прав». Она также назвала «преступлением» планы по увеличению срока административного заключения до 3 месяцев.
Павле Кублашвили заявил, что «новые формулировки в полной мере соответствуют международным стандартам»; А председатель Комитета по вопросам евроинтеграции Давид Дарчиашвили на заседании комитета 3 июля заявил, что после входа в силу поправок, в условиях соблюдения всех правил проводить акции в течение «длительного времени» станет невозможно.