Женева. Год спустя: Каков мир для Грузии?
Civil.Ge публикует статью специального представителя ЕС по кризису в Грузии и сопредседателя Женевских дискуссий Пьера Мореля.
15 октября 2008 года в соответствии с соглашением о прекращении огня от 12 августа, положившего конец пятидневной войне между Россией и Грузией, в женевском Дворце наций открылись «международные дискуссии». Подписания документа о прекращении огня в Москве и Тбилиси добилось тогдашнее французское председательство в ЕС. Вечером 14 октября 2008 года руководители ООН, ОБСЕ и ЕС специально собрались в Женеве, чтобы подтвердить полноценное участие этих институтов в качестве сопредседателей в международных дискуссиях.
Порядок работы был формально одобрен в ходе этого первого заседания, в котором также участвовали представители Грузии, России и США. В результате удалось создать две неформальные рабочие группы – по безопасности и стабильности и по перемещенным лицам и беженцам. К этим группам также подключились представители из Абхазии и Южной Осетии. Постоянный секретариат для дискуссий организовал Евросоюз.
За год было проведено семь заседаний. Чего мы достигли? Установлен регулярный диалог по всем сюжетам, несмотря на принципиальное фундаментальное несогласие с признанием Россией 26 августа прошлого года независимости Абхазии и Южной Осетии – через две недели после завершения военных действий.
Работа обеих групп продвигается также вопреки сохраняющимся разногласиям, которые привели к завершению присутствия в Грузии ОБСЕ (22 декабря 2008 года) и Миссии ООН (15 июня 2009 года).
Главным конкретным результатом женевских дискуссий на сегодняшний день является принятие 18 февраля с последующей реализацией на практике весной этого года «механизма предотвращения и урегулирования инцидентов», который работает как на абхазской, так и на югоосетинской стороне. Он позволяет проводить регулярные встречи местных чиновников, отвечающих за безопасность и поддержание порядка на местах, как на абхазской, так и на югоосетинской стороне. Этот механизм дополняет линия экстренной связи между всеми сторонами. В рамках механизмов состоялось более пяти встреч. Иногда встречи оказываются непростыми, но они доказали свою полезность, поскольку каждый находит в них то, что соответствует его интересам.
Потребности в гуманитарной сфере остаются значительными. Приоритетное значение имеет свобода доступа, которая четко гарантирована международным правом. Достойно сожаления, что до сих пор не удалось прийти к соглашению, которое обеспечило бы одновременную доставку международной гуманитарной помощи в Южную Осетию как с севера, так и с юга. Сейчас вырабатывается последовательная программа действий, которая позволит осуществлять конкретные гуманитарные операции начиная с осени этого года.
Неоднократные визиты трех сопредседателей дискуссий на места позволяют постоянно отслеживать и реализовывать возможности для укрепления безопасности и улучшения гуманитарной ситуации.
Этот конкретный механизм диалога, облегчения скорейшего возвращения к нормальной жизни хрупок и недостаточен. Но он работает, он признан, и им пользуются все вовлеченные стороны. Год спустя после войны это все-таки значимый результат.
Сейчас женевские дискуссии переходят во вторую фазу, которая предусматривает переход к более совершенному режиму безопасности и гуманитарной защиты с целью укрепления стабильности в регионе. Это, в частности, является целью ведущейся работы «над базовыми элементами рамочного соглашения по отказу от использования силы и договоренностям по безопасности». Они будут изучены в ходе VIII сессии 11 ноября.
Как только будут подтверждены готовящиеся сейчас договоренности в сфере безопасности и гуманитарной области, необходимо будет перейти к более чувствительным вопросам: как, несмотря на фундаментальные разногласия, которые непросто преодолеть, выстроить более стабильные и прямые отношения между бывшими воюющими сторонами; как решать сложный вопрос статуса лиц, как способствовать взаимодействию, необходимому для возвращения к повседневной нормальной жизни?
Современная история дает немало примеров прагматичных достижений, которые впоследствии обеспечивали важные прорывы, несмотря на то что выход из каждого конкретного конфликта по-своему специфичен.
Политический процесс запущен. Методика определена и принята в результате совместных усилий: шаг за шагом, снизу вверх, досье за досье. Уже можно извлечь определенные уроки.
Женева сейчас – единственная международная инстанция, где участвуют все стороны.
Между всеми вовлеченными сторонами необходимо поддерживать постоянную связь. Об этом заботятся сопредседатели, но каждый также должен способствовать этому. И пусть доверие между двумя бывшими противниками еще не восстановилось, факт остается фактом: каждый из них без исключения содействует продвижению работы и принимает на веру первые конкретные этапы методичного диалога и укрепления безопасности.
Соглашения от 12 августа и 8 сентября выполняются не в полном объеме. Ход событий нередко вызывает тревогу и побуждает к бдительности: то военное усиление, то предупреждения и угрозы, а также постоянные и неоправданные препятствия доставке гуманитарной помощи. Однако в то же время все это становится предметом совместного углубленного изучения.
Само по себе использование процедур диалога, консультационных механизмов и мер по обеспечению безопасности – это лучший способ восстановить условия для мира. Только что опубликованный доклад комиссии Тальявини послужил серьезным напоминанием о том, что выход из строя этих механизмов и наращивание провокаций сильно способствовали развязыванию войны в августе прошлого года – ходу событий, которых можно было бы избежать.
Инциденты на местах не прекратились полностью, но, к счастью, их число сокращается прежде всего благодаря эффективной работе Наблюдательной миссии ЕС. Одновременно активнее предпринимаются превентивные меры, позволяющие уладить застарелые проблемы и оправдать ожидания населения.
Страсти еще не улеглись, и нужно это учитывать. Нельзя форсировать события. Но жизнь сильнее, и экономический кризис заставил более остро ощутить потребность в разрядке. Только аккуратная работа, терпение и настойчивость могут создать объективную необходимость в дальнейшем реальном продвижении вперед.
Год спустя после войны попробуем взглянуть на ситуацию со стороны. На протяжении своей долгой и богатой истории Южный Кавказ сталкивался с большими испытаниями: он был и остается чувствительным регионом, который играет важную роль в развитии отношений между цивилизациями и континентами. Его развитие оказывает непосредственное влияние на весь европейский континент. В Женеве, как и в рамках других ведущихся переговоров, следует, не жалея усилий, стремиться к тому, чтобы Южный Кавказ вновь соответствовал своему призванию – быть местом встреч и взаимодействия.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)