Суд ООН не будет рассматривать по существу иск Грузии против России

Председатель суда, судья Хисаши Овада на публичном
заседании зачитывает решение суда по ходатайству России,
1 апреля, 2011 г.

Гаагский Международный суд правосудия удовлетворил одно из ходатайств России и решил, что не будет рассматривать по существу внесенный Грузией против России иск.

10 голосами протии 6 суд установил, что «не обладает полномочиями для рассмотрения внесенного Грузией 12 августа 2008 года иска», — заявил председатель суда, судья Хисаши Овада на публичном заседании в Гааге 1 апреля.

Грузия внесла иск против России в Гаагский суд в августе 2008 года. В иске Грузия заявляла, что Россия трижды в различное время с 1990 г по август 2008 г. нарушила обязательства, взятые по международной Конвенции 1965 года об искоренении всех форм расовой дискриминации, когда она осуществляла интервенции в Абхазию и Южную Осетию.

Но, прежде чем суд приступил бы к рассмотрению дела по существу, Российская Федерация в декабре 2009 года поставила ходатайство, в котором утверждала, что рассмотрение этого дела не входило в юрисдикцию Международного суда правосудия ООН.

Для подкрепления этого ходатайства Россия приводила несколько аргументов.

Согласно одному из них, между Тбилиси и Москвой «никакого спора» не существует относительно расовой дискриминации этнически грузинского населения Абхазии и Южной Осетии, и что Тбилиси никогда не ставил этого вопроса официально напрямую перед Москвой.

Суд не принял этот аргумент и заявил, что к тому времени, когда Грузия внесла иск, между двумя странами уже существовал спор относительно выполнения обязательств по указанной конвенции.

Еще один аргумент, который был выдвинут Россией для того, чтобы доказать, что Гаагский суд неправомочен рассматривать иск по существу, был связан с процедурами, определенными в Статье 22 Конвенции по искоренению всех форм дискриминации.

Россия заявляла, что до внесения иска в Гаагский суд Грузия должна была поставить этот вопрос в Комитете ООН по искоренению расовой дискриминации и должна была вести переговоры с Россией по данному вопросу.

Суд счел этот аргумент России правомерным и заявил, что до внесения иска в Гаагский суд Грузия не пыталась обсудить с Россией вопросы, связанные конкретно с Конвенцией об искоренении всех форм расовой дискриминации, а также не пыталась воспользоваться другими механизмами решения спора, предусмотренными в статье 22 конвенции, прежде чем обратилась бы в Международный суд правосудия. Соответственно, суд решил не приступать к рассмотрению иска Грузии по существу.