Медведев об отношениях с Грузией

• «Мне безразличны формулировки резолюции Сената США»;
• «Саакашвили должен предстать перед трибуналом, но это нереально»;
• «Саакашвили должен быть благодарен мне, что до сих пор является президентом»;
• «Для меня Саакашвили фигура нерукопожатная»
• «На данный момент не существует никаких предпосылок для присоединения Южной Осетии к России»;
• «Приглашение грузинского канала было инициативой Кремля».


Президент Медведев отвечает (слева на право) на вопросы Виктора Венедиктова из «Эхо Москвы, Екатерины Котрикадзе из ПИК и Софьи Шеварднадзе из Russia Today, в рамках совместного интервью в Сочи. Фото: веб-страница Кремля.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в интервью представителям российских и грузинских СМИ заявил, что соглашение с Грузией по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию может стать потенциальной точкой отсчета для восстановления «нормальных» торговых отношений между двумя странами, а в дальнейшем также и для дипломатических отношений.

За несколько дней до третьей годовщины августовской войны интервью было записано российской радиостанцией «Эхо Москвы», российским англоязычным телеканалом «Russia Today» и русскоязычным каналом Общественного вещателя Грузии «Первый Информационный Кавказский» (ПИК) 4 августа в Сочи.

«ВТО не будет той ценой, которая изменит существующие политические реалии»

Дмитрий Медведев заявил, что Россия не согласится с тем, если Грузия попытается изменить существующую «реальность» на месте взамен на соглашение по вступлению России ВТО.

«Я считаю, если грузинское руководство в данном случае проявит мудрость… А мне кажется, это, кстати, один из тех моментов, который сейчас мог бы стать если не поворотной точкой, то, во всяком случае, точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы в дальнейшем начать восстановление сначала нормальных торгово-экономических отношений, а потом уже, глядишь, и дипломатических отношений. Я напомню, мы же дипломатические отношения не прерывали, это была позиция наших грузинских коллег, то есть в этом смысле я считаю, что это было бы неплохо. Но здесь шарик на их стороне», — заявил Медведев.

Однако он подчеркнул, что ВТО не должно стать предметов торга и Россия никогда не пойдет на это, если Грузия попытается использовать этот вопрос для «изменения существующих политических реалий». В «существующих реалиях» Россия подразумевает создание «двух новых независимых государств» — Абхазии и Южной Осетии.

Медведев заявил, что на переговорах по ВТО, проходящих при посредничестве Швейцарии, Грузия пытается «протолкнуть» вопрос контроля и мониторинга на пограничных КПП с участием Евросоюза.

«Наша позиция простая: если вы хотите знать о движении товаров, в том числе транзитных товаров через территорию Осетии Южной, Абхазии, мы готовы такую информацию давать, причём в электронном виде, самым современным образом. Я, кстати, об этом договорился с Президентом Швейцарии, а вчера об этом говорил, кстати, с Президентом Обамой. В этом смысле мы готовы идти на швейцарские предложения», — заявил Медведев.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» 8 июля президент Саакашвили заявил, что власти Грузии не желают «урегулировать все наши проблемы за счет ВТО».

Он также отметил, что согласие на требование Тбилиси об осуществлении международного мониторинга на товарооборот в сепаратистских регионах будет «минимальной ценой», которую ей придется заплатить взамен на вступление в ВТО.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 12 июля, что прозрачность торговли вдоль границ России с сепаратистскими регионами Абхазией и Южной Осетией «должна быть обеспечена таким образом, чтобы она была бы приемлемой для всех».

«Саакашвили должен предстать перед трибуналом, но это нереально»

Медведев заявил, что президент Грузии Михаил Саакашвили должен быть осужден международным трибуналом из-за того, что он развязал войну в 2008 году в Южной Осетии; Однако он также отметил, что развитие такого сценария нереально.

«Я считаю, это было вопиющее нарушение норм международного права. Но с учётом того, что вряд ли здесь можно опираться только на позицию России, я думаю, что создание подобного трибунала в настоящий момент нереально, поэтому окончательный суд будет творить история, а промежуточный суд будут создавать избиратели Грузии, значит, они должны будут решать, как и куда развиваться», — заявил Медведев.

Медведев сказал, что заявление Саакашвили о том, что задолго до августовской войны 2008 года Россия пригрозила Грузии войной, когда Путин упомянул «кипрскую модель» — «чушь это всё собачья».

Медведев также отметил, что заявление Саакашвили о том, что президент России в начале июле в Астане избегал беседы с ним, «это сказки». «Его трудно избегать, потому что он «липкий»», — сказал Медведев и добавил, что в Астане Саакашвили несколько раз подходил к нему и они обсуждали возможность двусторонней встречи.

«Для меня Саакашвили фигура нерукопожатная»

Медведев, который и в прошлом не раз говорил, на этот раз также подчеркнул, что не собирается иметь отношения с президентом Саакашвили за те «преступления», которые он совершил в Южной Осетии против граждан России во время войны. По его словам, для него его грузинский коллега «фигура нерукопожатная».

«Со всеми другими – пожалуйста, никаких проблем я не вижу, мы можем общаться на любые темы в рамках, конечно, того международно-правового статуса, который сложился в регионе», — заявил он.

«Рано или поздно Михаил Саакашвили не будет Президентом Грузии… И в этом случае у нового президента, кто бы им ни был, появится возможность наладить нормальные продуктивные отношения с Россией», — заявил российский президент.

Если не «идиотская авантюра» августа 2008 года, по словам Медведева, существовавшая тогда очень сложная политическая обстановка могла затянуться на года и наконец можно было бы прийти к приемлемому решению для всех – грузин, жителей Абхазии и Южной Осетии».

«Именно этого я ему (Саакашвили) никогда не прощу», — заявил Медведев.

По его словам, Саакашвили является «человеком, который не достоин уважения», и если грузинский народ решит оставить его лидером на долгое время, он с уважением отнесется к этому решению, но это не сможет положительно повлиять на двусторонние отношения.

Он также отметил, что Саакашвили «должен быть благодарен» ему за то, что в какой-то момент во время августовской войны он остановил войска, которые направлялись к Тбилиси.

«Если бы они вошли в Тбилиси, то скорее всего в настоящий момент в Грузии был бы другой президент», — заявил Медведев и там же добавил, что войскам не приказал взять Тбилиси потому, что целью операции было «просто остановить агрессию Грузии». По его словам, свержение Саакашвили не было частью плана, «хотя это сделать было очень просто».

Медведев воздержался от прямого обвинения в адрес бывшего президента США Джорджа Буша и его администрации в подстрекательстве Саакашвили к войне; по его словам, у него нет таких доказательств. Однако он там же отметил, что Саакашвили прекратил контакты с ним после того, как государственный секретарь США Кондолиза Райс побывала в Тбилиси в июле 2008 года.

Он также выразил надежду, что конфликта между двумя странами больше не будет «даже в период пребывания у власти господина Саакашвили, потому что он получил хороший урок. Это первое».

«Мне безразличны формулировки резолюции Сената США»

Президент Медведев сказал, что у него «нет абсолютно никакого дела» до формулировок принятой Сенатом США 29 июля резолюции, которые поддерживают территориальную целостность Грузии и признают Абхазию и Южную Осетию в качестве регионов, «оккупированных Российской Федерацией».

«Я думаю, что эти формулировки Сената ни на чём не основаны, они отражают вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям. Это их дело, это иностранный парламент, мне до него нет абсолютно никакого дела, скажем так, мне безразличны их формулировки», — заявил Медведев.

«На данный момент не существует никаких предпосылок для присоединения Южной Осетии к России»

Медведев заявил, что в настоящее время не существует «никаких предпосылок» для присоединения Южной Осетии к России.

«Конечно, невозможно предвосхитить то, что будет в будущем, возможно различное развитие событий. Но если говорить о текущей ситуации, то, на мой взгляд, ни юридических, ни фактических предпосылок для этого нет», — заявил Медведев.

Спекуляции о возможности объединения Южной Осетии с Северной Осетией возникли после того, как премьер-министр России Владимир Путин заявил 1 августа, что сам осетинский народ должен решать свое будущее.

«Приглашение грузинского канала было инициативой Кремля»

Пресс-спикер президента Медведева Наталья Тимакова заявила российскому интернет-изданию Gazeta.ru, что интервью состоялось по просьбе радиостанции «Эхо Москвы». «Эхо Москвы» часто передает сюжеты о Грузии. Недавно радиостанция взяла интервью и у президента Грузии Михаила Саакашвили, в ходе которого последний заявил, что у него «много общего» с Медведевым, однако одно из главных различий состоит в том, что Медведев «не принимает решения».

Тимакова заявила, что «много чести» для Саакашвили, чтобы «называть сочинское интервью Медведева ответом на интервью Саакашвили».

Она также отметила, что «Эхо Москвы» попросила интервью с Медведевым, чтобы поговорить о позиции России в отношении Грузии. Тимакова также сказала, что это было идеей Кремля, пригласить какой-нибудь грузинский канал, «а от «Эха Москвы» была заявка по поводу именно этого канала» ПИК. «Он русскоязычный, его смотрят на Кавказе», — добавила она.