По заявлению депутатов от правящей партии, закон о финансировании партий не имеет силы обратного действия

По заявлению депутатов от правящей партии, внесенные в закон о финансировании партий изменения не имеют никакой силы обратного действия и ответственность может быть возложена на политическое объединение только в том случае, если оно нарушило законодательство, существующее к моменту получения пожертвования.

С таким заявлением выступили депутаты от правящей партии Павле Кублашвили и Акакий Минашвили на специальной пресс-конференции 29 декабря после того, как Посольство США распространило специальное заявление.

В заявлении посольства, которое было распространено после опубликования изменений в законе в Законодательном вестнике, отмечается, что с принятыми изменениями в законодательстве ознакомились «внимательно» и «опасаемся, что ретроактивное применение некоторых положений, связанных с финансированием партий, сделает еще более неравноправной политическую конкуренцию».

«Хочу приветствовать сделанное Посольством США в целом позитивное заявление в связи с избирательным законодательством, однако, в то же время хочу выразить определенные сожаления, что тот отрывок, который касается той части финансирования политических партий, которая якобы подразумевает норму о силе обратного действия, это является заявлением, которое основывается на неточной информации», — заявил Акакий Минашвили.

В статье закона, который был подписан президентом и опубликован, характер силы обратного действия которой опротестовывали неправительственные организации, как «неконституционную» норму, говорится: «Политические объединения граждан и лица, предусмотренные в пункте 6 статьи Первой, определенные в пункте Первом статьи 261 настоящего закона, которые получили финансирование с нарушением установленных законом требований и не израсходовали эти средства к моменту вхождения в силу настоящего закона, обязаны вернуть данные средства обратно тем, кто их выдал не позднее 3 календарных дней с момента вхождения настоящего закона в силу. В случае невыполнения этого обязательства средства перейдут в государственное владение».

В варианте законопроекта, который обсуждался в третьем слушании, и который стал доступным после окончательного голосования, было написано: «политические объединения граждан и субъекты, определенные пунктом Первым Статьи 261 настоящего закона, которые получили финансирование с нарушением регуляций, установленных настоящим законом и не израсходовали эти средства к моменту вхождения в силу настоящего закона, обязаны вернуть данные средства обратно тем, кто их выдал не позднее 3 календарных дней с момента вхождения настоящего закона в силу. В случае невыполнения этого обязательства средства перейдут в государственное владение» — слово «настоящим» в окончательном варианте уже не фигурирует, что меняет суть настоящей статьи.

Присвоение закону силы обратного действия потребовал депутат от правящей партии Коба Хабази во время обсуждения закона во втором слушании 27 декабря. Во время обсуждения закона в третьем слушании данная конкретная тема не обсуждалась.

После принятия закона Хабази приветствовал, что норма о силе обратного действия была отражена в законе. В частности, 28 декабря он заявил журналистам: «поставленный вчера мною вопрос был отражен в виде подпункта во второй статье, где говорится, что политическим организациям, которые получили доходы по этому действующему закону, уже вошедшему силу закону, и эти средства не израсходовали и они у них аккумулированы в определенной степени для выборов, этим людям дается определенный срок, это трехдневный срок, чтобы вернули эти средства обратно тем людям, кто перечислил им этих деньги. В том случае, если эти суммы у них израсходованы, естественно, они свободны от всяческой ответственности».

Данная запись в запись в законопроекте появилась после того, как публичной стала информация о том, что политические партии, партнеры оппозиционного миллиардера Бидзины Иванишвили – Республиканская партия, Свободные демократы, Консервативная партия и Партия народа получили в целом 4,1 млн. лари в виде пожертвований, в том числе 3,3 млн. лари от компаний, принадлежащих Иванишвили, и 800 тысяч лари от компаний, принадлежащих футболисту Кахи Каладзе.

Партий партнеры Иванишвили осудили принятые законодательные изменений, как направленный непосредственно против них шаг. Речь шла о том, что им придется вернуть в течение трех дней денежные средства, которые были получены ими еще до утверждения закона.

Однако, как заявил на сегодняшней пресс-конференции Павле Кублашвили, этим четырем партиям не придется возвращать деньги обратно.

«Если в момент получения ими пожертвований действующее законодательство не было нарушено этими политическими субъектами, в таком случае никакая норма их не вынудит, чтобы возвращали какие-либо суммы обратно тем, кто пожертвовал, или чтобы они были оштрафованы в какой-либо форме», — заявил он, — «Если ими было нарушено действующее к тому моменту законодательство (т.е. они получили от юридического лица более 100 тысяч лари), когда они получали эти пожертвования, в таком случаен, естественно, ответственность наступит. Имело ли место нарушение в каждом из этих конкретных случаев, оценку уже должна дать Контрольная палата. Более того, эти партии имеют возможность, что если видят какие-нибудь нарушения в осуществленных ими до этого действиях, в течение трех дней исправить эти нарушения и в таком случае ответственность на них уже не будет возлагаться».

«Надеюсь, что после этого данная норма уже не будет интерпретироваться иначе», — добавил Кублашвили.

В связи с еще одним вопросом, по которому Посольство США заявляет, что «выражаем сожаление, что не удалось достичь соглашения по той части нового Избирательного кодекса, которая развеяла бы сомнения в связи с существующей в избирательной системе неравенством», Акакий Минашвили заявил, что определенная в Избирательном кодексе избирательная система не будет меняться до парламентских выборов 2012 года.

«До выборов этот вопрос закрыт потому, что нет ни времени и ни средств на это», — заявил он.

Избирательный кодекс был утвержден Парламентом 27 декабря, однако его окончательный текст пока еще не опубликован и не известно, какие изменения отражены в нем после его принятия.