Законодательная инициатива ЕНД по парламентской следственной комиссии провалилась
На прошедшем 21 ноября голосовании Парламент Грузии провалил законодательную инициативу Национального движения, согласно которой, в парламентской временной следственной комиссии у оппозиции должно было быть больше членов, чем у парламентского большинства, а комиссию должен был возглавить представитель оппозиции.
В настоящее время действует норма, согласно которой в следственной комиссии представительство парламентского большинства не должно быть больше половины, а кандидатуру председателя могут представить фракция, большинство, меньшинство, группа депутатов из шести человек.
Национальное движение разработало инициативу об изменении такого баланса в пользу оппозиции на основе следующего пункта предвыборной программы «Грузинской мечты»: «Во временной следственной комиссии, которая является одним из сильнейших механизмов контроля над исполнительной властью, у парламентского меньшинства должно быть на одно члена больше, а председатель не должен представлять правящую партию».
Провалу этой инициативы предшествовали дебаты между депутатами от ЕНД и «Грузинской мечты».
Депутаты от ЕНД обвинили своих оппонентов в невыполнении предвыборных обещаний. А депутаты от «Грузинской мечты» заявили, что они не отказываются от выполнения этого обещания, но на данном этапе считают нецелесообразным его осуществление, так как возможные преступления прежнего правительства депутаты от ЕНД не смогут расследовать объективно.
Лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе заявил, что когда «Грузинская мечта» в своей предвыборной программе писала, что следственную комиссию должна была возглавить оппозиция, она заранее знала, что вопрос о расследовании дел прежнего правительства мог быть поставлен на повестку. По его словам, в первом случае, когда наступило время для выполнения конкретного обещания, «Грузинская мечта» ищет аргументы, чтобы избежать его выполнения.
«Это первый, очень простой тест, насколько будет выполнять «Грузинская мечта» свои предвыборные обещания», — заявил Бакрадзе, — «Это очень плохой и симптоматический знак в связи со всеми остальными обещаниями».
Аналогичную позицию высказал депутат Гока Габашвили от ЕНД, который заявил: «для нас на самом деле не имеет значения, честно говоря, то, будем ли мы в таких комиссиях в большинстве или в меньшинстве».
«Если для вас не имеет значения, примем ли мы этот закон, тогда почему вносите? Чтобы поставить спектакль, чтобы наши коллеги разгневались, чтобы спровоцировать конфликт?», — обратился к Габашвили депутат от «Грузинской мечты» Закария Куцнашвили.
По его словам, тема следственных комиссий вновь будет поставлена на повестку в рамках запланированной конституционной реформы.
Депутат от Республиканской партии и большинства Давид Бердзенишвили заявил, что Парламент «своевременно» должен создать следственную комиссию, которую, по его словам, возглавит депутат Тина Хидашели и проведет расследования по делам, которые не были раскрыты прежними властями, в том числе и обстоятельства смерти бывшего премьер-министра Зураба Жвания.
Депутаты от Национального движения заявили, что им непонятно параллельное введение в действие парламентских механизмов в то время, когда эта компетенция напрямую возлагается на Главную прокуратуру, которую также контролирует «Грузинская мечта».
Гока Габашвили заявил, что парламентская следственная комиссия «Грузинской мечте» нужна для того, чтобы «поставить парламентскую печать» над «клеветнической кампанией», направленной против оппозиции.
Депутат от «Грузинской мечты» Гия Цагареишвили заявил, что Национальное движение «очень боится» создания следственной комиссии.
«Если кто-то из большинства или нашего правительства напакостит, он также будет отвечать таким же образом, как и будут отвечать ваши бывшие высокопоставленные чиновники. И выборочного правосудия в этой стране не будет», — заявил он коллегам от ЕНД.