Началось предварительное слушание по делу Мерабишвили
Бывшего премьер-министра и генерального секретаря Национального движения Вано Мерабишвили 12 сентября привели в Кутаисский городской суд, где началось предварительное слушание по его делу. Это было первым появлением Мерабишвили на публике после того, как три месяца назад ему избрали предварительное заключение в виде меры пресечения.
По тому же делу, которое касается предположительного нецелевого расходования в пользу Национального движения бюджетных средств в размере 5,24 млн. лари в рамках начатой в прошлогодни предвыборный период Программы по учету безработных, обвинения также выдвинуты и против бывшего министра здравоохранения и ныне губернатора региона Кахети Зураба Чиаберашвили. В то время Мерабишвили был премьер-министром страны, а Чиаберашвили министром здравоохранения. Они оба отвергают выдвинутые им обвинения и называют их политически мотивированными.
В отличие от Мерабишвили, которому Кутаисский суд 22 мая в виде меры пресечения избрал предварительное заключение, Чиаберашвили не находится под арестом, так как 243 мая его освободили взамен на выплату залога в размере 20 тысяч лари.
Мерабишвили, которые после его ареста выглядел довольно похудевшим, в Кутаисский суд был привезен из Тбилиси, а после того, как судебное слушание было отложено на одну неделю, его вернули обратно в Тбилиси в Тюрьму №9.
«Естественно, я не подхожу к этому процессу серьезно потому, что приговор вынесен изначально», — заявил Мерабишвили, поставив, тем самым, под сомнение непредвзятость суда, — «Естественно, власти затянут процесс, но я не устану».
«Прохождение судебного заседания подтвердило и показало абсурдность этого процесса, который мы уже оценили, как политический фарс, и еще раз хочу подтвердить, что Вано Мерабишвили является политическим заключенным и его нахождение в заключении, особенно, в предварительном заключении, не имеет никакой другой цели, кроме попытки ослабления и уничтожения Национального движения, как партии», — заявил Чиаберашвили после завершения судебного заседания.
В ходе предварительного слушания председатель заседания принимает решение о допустимости доказательств, представленных сторонами и выслушивает другие ходатайства сторон; Судья также принимает решение, должно ли начаться слушание дела по существу.
В ходе слушаний 12 сентября суд приступил к выслушиванию длительного перечня доказательств стороны обвинения, большая часть которых охватывает список свидетелей, около 4500 человек, которых планирует вызвать на суд для допроса сторона обвинения. Дело касается предположительного нецелевого расходования государственных бюджетных средств в рамках начатой в предвыборный период Программы по учету безработных. Эта программа была начата предыдущей властью за несколько месяцев до октябрьских парламентских выборов 2012 г. Тысячи людей были наняты в рамках этой программы, но сторона обвинения заявляет, что эти люди были наняты не для того, чтобы провести перепись безработных, а для того, чтобы выполнять различные работы в пользу Национального движения в рамках предвыборной кампании.
«В мире не существует судебного процесса, где было допрошено столько людей. Это насмешка над обществом, перекрытие собственной беспомощности, собственной лжи зачитыванием такого большого списка», — заявил Мерабишвили на слушании.
Его адвокат Георгий Чивиашвили заявил, что, фактически, невозможно допросить столько свидетелей до февраля 2014 года, когда истекает максимальный 9-месячный срок нахождения Мерабишвили в предварительном заключении, и когда суд должен вынести решение. Одна из прокуроров Натия Сонгулашвили заявила, что в связи с приближением окончательного срока, возможно, уже не будут допрошены все свидетели, которые указаны в списке.
В ходе предварительного слушания 12 сентября Мерабишвили и Чиаберашвили отказались, чтобы их дело рассматривал суд присяжных заседателей.
В январе Парламент внес изменения в Уголовный кодекс Грузии, которые позволяют обвиняемым лицам, в том числе и бывшим высокодолжностным лицам, которые были задержаны после смены власти в стране, чтобы их дело рассматривалось судом присяжных заседателей. Однако окончательное слово в принятии решения принадлежит обвиняемым, а не прокуратуре.
«Со стороны Вано Мерабишвили (мотивом отказа от присяжных заседателей) было названо то, что он является политическим заключенным, со стороны обвинения может быть оказано давление на присяжных заседателей и что он не желает, чтобы присяжные заседатели оказались под таким давлением», — заявил «Civil.ge» 13 сентября адвокат Мерабишвили Георгий Чивиашвили.
В первый день предварительного слушания одно из первых ходатайств, которое было представлено судье Теймуразу Дгварели, касалось отзыва Кутаисского суда и перенесения дела в Тбилисский суд. Теймураз Дгварели, который с 90-х гг. работает судьей, не удовлетворил этого ходатайства, как «беспочвенное в правовом смысле».
Обвиняемые и их адвокаты высказали предположения, что Кутаисский суд не сможет рассмотреть дело непредвзято; По их словам, эти предположения исходят из того, насколько законно произошло оставление в силе Кутаисскис апелляционным судом вынесенных нижней инстанцией мер пресечения для Мерабишвили и Чиаберашвили.
По этому иску в конце мая решение принял председатель Кутаисского апелляционного суда Малхаз Гурули. Адвокаты заявляют, что из-за того, что Гурули не является членом Следственной коллегии Кутаисского апелляционного суда, он не был правомочен принимать решение об оставлении в предварительном заключении.
Тем самым, как заявляют адвокаты, нарушены Уголовно-процессуальный кодекс Грузии и право обвиняемых на справедливый суд, и поэтому дело, которое по решению судьи Гурули касается оставления Мерабишвили в предварительном заключении, будет опротестовано в Европейском суде по правам человека.
Адвокат Мерабишвили Георгий Чивиашвили заявил Civil.ge», что иск будет отправлен в Страсбург, предположительно, в конце этого месяца.
Адвокаты и сторонники Мерабишвили, в том числе и депутаты от Национального движения, заявляют, что судья Гурули был выбран умышленно, так как он оказался под давлением обвинения и действовал по указке прокурора. Сторонники Мерабишвили и его адвокаты также заявляют, что они не желают, чтобы дело рассматривал Кутаисский суд, так как, по их мнению, этот суд в большей степени будет подчиняться давлению. Они также заявляют, что если Кутаисский суд вынесет обвинительное заключение, стороне защиты придется опротестовать его в Кутаисском апелляционном суде, председателем которого является Малхаз Гурули.
Одна из прокуроров по делу Натиа Сонгулашвили заявила, что даже если на секунду допустить вероятность, что в ходе слушания апелляционного иска было допущено какое-нибудь процедурное нарушение, это не сможет стать причиной отзыва полностью Кутаисского суда. По ее словам, дело было представлено для рассмотрения в Кутаисский суд по той причине, что дело расследовалось Кутаисской краевой прокуратурой, и поэтому, в правовом смысле, она была обязана передать дело местному суду.
Кутаисский апелляционный суд отверг высказанные адвокатами Мерабишвили и Чиаберашвили обвинения, как «необоснованные и неправильные». Суд разъяснил, председатель Апелляционного суда Малхаз Гурули на основании своего же приказа подключился к рассмотрению дел, принадлежащих Следственной коллегии по той причине, что количество таких дел в мае резко возросло и работающих в Следственной коллегии судья один не справлялся с их рассмотрением.
Представление доказательств, в основном, в виде перечисления фамилий тех нескольких тысяч свидетелей, которых планирует вызвать на допрос, сторона обвинения планирует на следующем заседании предварительного слушания, которое запланировано на 19 сентября.
По словам адвокатов, они намереваются поставить на следующем заседании ходатайство об освобождении Мерабишвили из предварительного заключения.
Мерабишвили также выдвинуты обвинения по отдельному делу о присвоении-растрате государственных средств, которое касается занятия фешенебельной дачи в Квариати на Черноморском побережье «против воли владельца, путем принуждения и запугивания» и израсходования на ее ремонт 158 тысяч лари из секретных государственных средств в 2009 году, когда Мерабишвили был министром внутренних дел.
Кроме того, в июне Мерабишвили выдвинули дополнительные обвинения в связи с делом об убийстве Сандро Гиргвлиани, которое касается превышения служебных полномочий; Прокуратура обвиняем Мерабьишвили, который в 2006 году во время убийства Гиргвлиани был министром внутренних дел, в сокрытии доказательств, чтобы помешать установлению правды по делу об убийстве.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)