Президент избран, новый премьер будет назван в конце недели
Премьер-министр Бидзина Иванишвили и избранный президент Георгий Маргвелашвили на проведенной 28 октября совместной пресс-конференции. Фото: Пресс-служба премьер-министра
Премьер-министр Бидзина Иванишвили, который в ноябре планирует уйти в отставку, заявил, что будущего премьер-министра назовет позже на текущей неделе, предположительно, в субботу.
Премьер-министр и новоизбранный президент Георгий Маргвелашвили 28 октября, на второй день после выборов, в которых Маргвелашвили, кандидат от коалиции Грузинская мечта, одержал убедительную победу, набрав около 62% голосов избирателей, провели совместную пресс-конференцию.
Иванишвили заявил, что пока публично назовет кандидата в премьер-министры, свой выбор он должен обсудить с Политсоветом Грузинской мечты и парламентским большинством; Обсуждение запланировано на пятницу или субботу.
Он вновь воздержался от озвучивания имени будущего премьера и лишь сказал, что кандидат будет совершенно приемлем для всех и очень эффективным человеком.
Единственное, что известно на данном этапе о кандидатуре премьер-министра, это то, что он является членом действующего правительства. Согласно распространившимся в последнее время в СМИ предположениям, это может быть министр здравоохранения Давид Сергеенко или министр внутренних дел Ираклий Гарибашвили.
Иванишвили заявил, что после того, как уйдет в отставку после инаугурации президента, на первом этапе он может сохранить контакты с членами правительства, если они будут нуждаться в его советах, но это долго не продлится.
По его словам, он может публично критиковать их и указывать им на правильный путь также публично. Иванишвили заявил, что первоначально оппоненты его обвиняли в том, что он был «кремлевской марионеткой» и у него была «пророссийская» ориентация, а теперь против него выдвигают претензии, что он желает управлять правительством из-за кулис таким образом, что официальная ответственность с него будет снята.
По его словам, эти обвинения серьезно никто не воспринимает и его стиль всегда был «последовательным и прозрачным», и не оставлял оснований для сомнений.
Новоизбранный президент Георгий Маргвелашвили заявил, что Иванишвили для него является огромным авторитетом и его мнение всегда будет для него огромное значение.
Иванишвили ответил, что он не считает, что Маргвелашвили часто понадобятся его советы, так как у них одинаковые взгляды.
Иванишвили удивлен результатами Национального движения на выборах
В своем вступительном слове на пресс-конференции прошедшие 27 октября президентские выборы оценил, как «европейские выборы», однако пожаловался на сравнительно низкую активность избирателей. По его словам, в отличие от сторонников Национального движения, сторонники Грузинской мечты были не так уж активны, что и обусловило, по его мнению, более высокий показатель кандидата от Национального движения Давида Бакрадзе (21,73%).
Он отметил, что сторонники не учли его призывы к высокой активности.
«Те более 21%, которые получило Национальное движение, и для меня были большим сюрпризом», — заявил Иванишвили, — «Даже я не ждал этого в наихудшем случае, что такое могло произойти. Это также хорошо проявилось, о чем я всегда говорил, что нам недостает политической культуры – это с моего взгляда; Я никого не хочу оскорбить».
Он заявил, что даже представить не мог, что Национальное движение могло бы взять больше 18%, однако выразил надежду, что высокий процент повысит их ответственность и они станут более конструктивными.
Когда его спросили, признает ли он Национальное движение в качестве главной оппозиционной силы, основываясь на результаты выборов, Иванишвили ответил, что не имеет большое значение, признает ли он Национальное движение, так как есть результаты выборов и он признает эти результаты выборов.
Он также заявил: «Сторонники Национального движения являются нашими гражданами, мы должны их любить и уважать; Мы все члены одного общества».
Иванишвили повторил, что он категорически против досрочных парламентских выборов.
Маргвелашвили о Национальном движении
Новоизбранный президент Георгий Маргвелашвили заявил, что единственным вопросом, по которому, он считает, что возможно сотрудничество с Национальным движением, является внешняя политика.
«Я считаю, что единственным вопросом, который мы можем согласовывать, это декларирование интересов Грузии за пределами страны. Я надеюсь, что ненависть, которая часто проявляется среди некоторых членов этой политической группы, не помешает им, чтобы мы тесно сотрудничали в связи с политикой непризнания, зафиксировать эти позиции в Европе и на международных форумах», — заявил он.
«Что касается текущих внутри страны политических процессов, мне не представляется тема, вокруг которой мы можем объединиться», — добавил он.
Когда Маргвелашвили спросили о возможном уголовном преследовании против президента Саакашвили, он ответил, что в его компетенцию не входит решение вопроса об уголовном преследовании против кого-либо.
Однако он подчеркнул, что политически мотивированное преследование не имело места и не будет иметь.
Маргвелашвили также заявил, что его избрание президентом является признаком завершения коабитации в том понимании, что это завершит конфронтацию между институтом президента и правительством, и эти отношения перерастут в сотрудничество.
«Завершение коабитации не означает начала однопартийной системы», — заявил он и добавил, что в Парламенте представлено парламентское меньшинство Национального движения.
По его словам, победа на президентских выборах означает, что произойдет «консолидация» власти и теперь работа правительства и Парламента станет более легкой.
Маргвелашвили заявил, что у страны не будет президента, целью которого является замедление осуществленных правительством реформ.
На вопрос, пригласят ли Михаила Саакашвили на инаугурацию нового президента, Маргвелашвили ответил: «Я уверен, что после избрания следующего президента будет такая среда, что мне достанется честь, чтобы присутствовать на инаугурации будущего президента».
Маргвелашвили о Вильнюсском саммите
После того, как Маргвелашвили приступит к исполнению своих обязанностей после запланированной на 17 ноября инаугурации, первой страной, куда он отправится в статусе президента, будет Литва, где в конце ноября он примет участие в Саммите Восточного партнерства в Вильнюсе.
«Естественно, Вильнюсская встреча является крайне важной потому, что это является подтверждением европейского выбора и не только со стороны Грузии, но и признание этого со стороны стран наших партнеров», — заявил он.
«То, что произойдет в Вильнюсе, и это будет парафирование ассоциации и Договора о свободной торговле, это только начало, крайне важное начало для нас потому, что реально тут закладывается институциональная основа утверждения статуса Грузии, как страны члена европейской семьи», — заявил он.
«Но вы знаете, что после Вильнюса идет целый период, это реально годовой период, когда нужно будет сделать крайне много, так сказать, домашних заданий» для того, чтобы осенью 2014 года было бы подписано Соглашение об ассоциации.
Маргвелашвили об отношениях с Россией
Новоизбранный президент заявил, что в отношениях с Российской Федерацией «мы наметили крайне правильный и твердый вектор».
«Между прочим, в этом векторе есть и сложности на том фоне, что между нами нет дипломатических отношений, но все равно, так сказать, возникли сложности», — заявил он и продолжил, — «Вы знаете, что у нас есть успехи, это миссия господина Зураба Абашидзе – это успешная миссия. У нас есть второй формат – это Женевский формат, интенсификация которого является нашей стратегической целью, чтобы больше было разговора о решении вопроса, о решении той проблемы, которая возникла с 2008 года».
По его словам, двусторонние переговоры являются успешными, так как они помогли снижению температуры, сокращению недоверия в отношениях и разряжению напряженности.
Комментируя прошедшие в Грузии президентские выборы, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «судя по поступающей информации, выборы прошли свободно, честно, никто не оспаривает их итоги».
«Будем надеяться, что на российском направлении эти власти будут проводить политику дружественную, добрососедскую, учитывая современные реалии в этом непростом регионе», — заявил Лавров журналистам.
Маргвелашвили заявил, что процесс обустройства границы, проводимый российскими вооруженными силами, является «крайне проблематичным».
По его словам, Национальное движение использовало эту проблему для пиара перед выборами, но, несмотря на это, правительству удалось хорошо справиться с ситуацией и концентрация была перенесена не на «политическую истерию», а на оказание помощи местному населению; С другой стороны, по его словам, правительство акцентировало внимание на том, чтобы выдвинуть проблему на международной арене.
«Так будет продолжаться наша политика. Мы попытаемся ослабить напряженность… Крайне сложны эти отношения, но мы тверды в том, что с нашей стороны не будет агрессии, от нас будет исходить только конструктивное видение и в то же время, принципиальный подход к тому, что политика непризнания продолжится, произойдет возвращение беженцев и Грузия никогда не смирится с той несправедливостью, которая, к сожалению осуществилась в нашей стране в 2008 году», — заявил Маргвелашвили.
This post is also available in: ქართული (Georgian)