Президент наложил вето на отсрочку принятия новых регуляций по тайному прослушиванию



Президент Грузии Георгий Маргвелашвили, 31 октября, Фото: Пресс-служба президента

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили наложил вето на решение Парламента о том, что принятие новых регуляций по тайному прослушиванию, которые должны определить, какой орган может иметь прямо доступ к прослушиванию, должно быть обеспечено до 28 февраля 2015 года, вместо определенного в законе до этого срока 1 ноября 2014 г.

В своих замечаниях президент призвал Парламент, еще более сократить сроки, в частности, в качестве крайнего срока определить 1 декабря этого года, когда Парламент должен принять новые регуляции, а также установить «разумные сроки» для их вхождения в силу. В то же время, согласно предложению президента, также до 1 декабря необходимо продлить для МВД прямой доступ к санкцированному тайному прослушиванию, а также полномочия на снятие и сохранение копий с идентификационных данных в каналах связи.

«Сегодня я решил наложить вето на закон об электронной коммуникации. Это решение обусловлено несколькими причинами», — заявил президент Маргвелашвили в своем сегодняшнем двухминутном телевизионном заявлении.

«Первая то, что в нашем обществе есть твердый консенсус о том, что по данному вопросу должны быть сформирована позиция и мы должны перейти на современную, демократическую форму функционирования спецслужб», — заявил он.

«Я родился в Советском Союзе, где я знал, что нас слушал КГБ, и мы выросли на этом», — продолжил он, — «После этого я жил в постсоветской Грузии, в которой в качестве символа усиления государства режим Саакашвили прибег к тайному прослушиванию, после чего мы все вместе вынесли приговор этому режиму».

«Это означает, что спустя два года, мы должны поставить в форму закона тот консенсус, в связи с которым все общество сформировалось и существует консенсус», — заявил Маргвелашвили.

Президент приветствовал вовлеченность общественных организаций в этом процессе, которая «изначально была очень активной». Представители неправительственных организаций, которые уже давно активно лоббируют, чтобы у МВД не было прямого доступа к серверам коммуникационных операторов, что позволяет правоохранителям бесконтрольно осуществлять прослушивание, призвали президента наложить вето на законопроект, который был принят Парламентом в первом слушании 30 октября.

Президент Маргвелашвили также приветствовал те новые законодательные регуляции, которые были приняты Парламентом в августе этого года и которые устанавливают правоохранителям строгие правила по осуществлению тайных следственных действий, в том числе и с точки зрения высокого стандарта обоснованности для получения соответствующего разрешения от суда, и кроме того, увеличивают права инспектора по защите персональных данных.

Но с принятием этих правил открытым остался главный вопрос, который должен определить орган, осуществляющий прямой доступ к прослушиванию. Для подготовки этих регуляций Парламент в качестве крайнего срока для себя определил 1 ноября 2014 г.

«Важнейшие темы были отложены и эти темы были отложены до сегодняшнего дня. За этим откладыванием последовала еще одна отсрочка на какое-то время», — заявил Маргвелашвили и добавил, что, «к сожалению, эта тенденция не является первой в нашем Парламенте».

Он имел в виду то, что в декабре 2013 года Парламент на два года отложил вхождение в силу новых правил допроса свидетелей. Президент Маргвелашвили и в связи с этим вопросом рассматривал возможность применения вето, но, в итоге, подписал тогда закон.

«Мы должны быстрее принимать те законы, по которым есть полный консенсус в обществе, я уверен, и в политической элите, и соответственно, те законы, которые связаны с демократией, защищенностью прав человека, должны быть приняты в кратчайшие сроки» — заявил Маргвелашвили 31 октября.

«Таким образом, я призываю Парламент, что как можно скорее приняли этот закон и сделали бы главное: восстановили доверие между исполнительными структурами государства и обществом», — завил он, — «Мы должны сделать шаг в этом направлении, должны еще раз вовлечь общество в активный диалог и тем самым, будут решены все те проблемы, о которых мы говорим. Должно быть восстановлено доверие и восстанавливать это доверие должны начать мы, политики».

«Соответственно, с такими аргументами я накладываю вето и выражаю надежду, что Парламент разделит мою позицию», — заявил президент.

Применение вето означает, что президент возвращает Парламенту законопроект своими обоснованными замечаниями, а Парламент или принимает эти замечания или повторно принимает вариант, который не был одобрен президентом. Для преодоления вето необходима поддержка, как минимум, 76 депутатов.

Председатель Парламента Давид Усупашвили 31 октября заявил, что после того, как замечания президента будет рассмотрены в Юридическом комитете, «не исключено», что этот вопрос для обсуждения на пленарное заседание «будет вынесен сегодня же».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)