Группа НПО призывает Парламент не криминализировать призывы к насильственным действиям

Группа неправительственных организаций призывает Парламент, не принимать предложенные правительством изменения к Уголовному кодексу, которые ставят своей целью криминализацию призывов к насильственным действиям, так как, несмотря на изменение первоначальной формулировки, запланированная норма «вновь содержит серьезные угрозы с точки зрения свободы выражения».

Если в первоначальном проекте, подготовленном при авторстве МВД, речь шла о спорном положении наказания «призывов к разжиганию вражды», в рассмотренном в первом слушании варианте предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет за «призыв к насильственным действиям с целью раскола между людьми по расовому, религиозному, национальному, краевому, этническому, социальному, языковому или/и другим признакам», и то в том случае, если это создает «явную, прямую и существенную угрозу» осуществления насильственных действий. За такие действия юридическое лицо будет наказано ликвидацией или лишением права на деятельность и штрафом.

Законопроект, который был обработан в той рабочей группе Парламента, в которой организации – авторы заявления, по их же информации, не были вовлечены, обсуждался на пленарном заседании Парламента 15 апреля; В первом слушании законопроект планировали вынести на голосование 17 апреля, но голосование отложено из-за срыва пленарного заседания Парламента.

Против принятия новых норм, независимо от того, «какие изменения в содержании будут осуществлены», Парламент призывают 11 правозащитных организаций: Ассоциация молодых юристов Грузии; Идентоба; Центр по мониторингу и обучению прав человека; Институт толерантности и многообразия; Хартия журналистской этики; Международное общество за справедливые выборы и демократию; Международная прозрачность – Грузия; Демократическая инициатива Грузии; 42-ая статья Конституции; Институт развития свободы информации и Фонд развития медиа.

«Считаем необходимым, чтобы вместо разработки новых регуляций, государство должно проводить эффективную политику для надлежащего исполнения уже существующих в законодательстве норм, в частности, для эффективного расследования мотивированных ненавистью преступлений и с точки зрения неуклонной защиты уязвимых групп», — говорится в опубликованном 17 апреля совместном заявлении.

Группа правозащитников заявляет, что на том фоне, когда государственная политика в отношении насильственных и мотивированных ненавистью преступлений, совершенных в отношении меньшинств, является «демонстративно неэффективной», так как она «проявляет абсолютную пассивность с точки зрения восстановления нарушенных прав и их превенции», «доверие в связи с тем, что целью установления ограничений выражения свободы является защита дискриминированных групп, очень низкое».

«Более того, проявляемая со стороны государства открытой лояльности в отношении доминантной религиозной группы и укоренившейся морали, а также отход от принципов секулярного государства, в этом случае делает неубедительным наличие интереса защиты дискриминированных групп. Эти подозрения усиливает и открытая поддержка законопроекта от тех групп, которые поддерживают криминализацию оскорбления религиозных чувств», — говорится в заявлении.

Наряду с контекстом применения нормы, правозащитники также указывают и на те риски, которые возникают в результате «туманности ее концепции и текста нормы».

«Использованные в норме термины «призыв к насильственным действиям, «вызывание раскола» между группами лиц с конкретными признаками, дает возможность для широкой интерпретации и своевольного использования, что, с учетом того, что норма в виде наказания предусматривает только лишение свободы, порождает возможность проведения карательных мероприятий со стороны государства. Текст нормы в качестве объекта защиты от враждебного, дискриминационного и насильственного обращения рассматривает не непосредственно уязвимые группы, как это установлено в международных стандартах регулирования борьбы против расизма и ксенофобии, а предусматривает туманное урегулирование вызывания раскола между группами, что, по нашему мнению, проявляет истинное намерение авторов законопроекта установить неоправданное ограничение на свободу выражения и критического мнения. Злонамеренное использование нормы со стороны соответствующих органов или ее неправильная интерпретация содержит риск ограничения свободы выражения представителями СМИ, НПО, религиозных и этнических групп и политических оппонентов, что изначально негативно должно быть оценено на пути развития демократического государства и открытого общества. Тем более, что предложенный законопроект предусматривает санкцию ликвидации медиа-средств и других юридических лиц, что является непропорционально высоким наказанием», — говорится в совместном заявлении.

Заместитель министра ВД Леван Изория отметил во время парламентских обсуждений, что новая регуляция никоим образом не ограничивает свободу выражения и ее целью является «обеспечение мира и стабильности в обществе».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)