Взаимные обвинения между премьером и депутатами от ЕНД на заседании парламентского меньшинства

Заседание парламентского меньшинства Национального движения, которое было посвящено слушанию обновленного состава правительства, проходило на фоне словесного противостояния между премьер-министром Ираклием Гарибашвили и оппозиционными депутатами в течение более двух часов, во время чего они обвиняли друг друга «во лжи».

Свое вступительное слово, в котором основное внимание Гарибашвили уделил достижениям правительства, он начал с разговора о том, что у него нет ни надежды и ни ожидания, что меньшинство «адекватно оценит деятельность нашего правительства после выборов 2012 года».

«Но я уверен, что все те благоприятные изменения и реформы, которые мы осуществляем, положительно отразятся на благополучии всех граждан Грузии, в том числе это коснется вас и ваших семей», — обратился он к депутации от Национального движения, — «Я уже не буду касаться ценностных отличий между нами и сегодня буду говорить только о сегодняшнем дне нашей страны и будущем. Сегодня станет видно, хватить ли у вас силы взглянуть прогрессу в глаза и признать сделанные дела».

Но в своем выступлении Гарибашвили все равно сделало несколько сравнений в связи с тем, насколько больше смогло сделать правительство Грузинской мечты, в том числе и в сельском хозяйстве, с точки зрения социальной защиты правоохранителей, что, по его словам, не было сделано прежними властями в течение предыдущих лет.

«Мы не ждали, что вы были бы адекватны и эти ожидания оправдались», — обратился к премьеру после его вступительного слова депутат от Национального движения Гока Габашвили, который назвал представленное для утверждения правительство «марионетками неформального лидера» и «беспомощными».

Основные претензии, которые выдвигали депутаты Национального движения премьер-министру, касались обесценивания национальной валюты и «обнищания» населения в результате этого, экономических сложностей, которые, по их словам, правительство не смогло заранее рассчитать, а также «ухудшенной криминогенной обстановки» и проблем, связанных с «кланом» премьер-министра.

«Не собираюсь поддаваться на вашу демагогию… отвечать на ваши оскорбления, на придуманную ложную клевету, но скажу вам одно, что мы своим делом показали, каковы наши подходы и ценности», — отметил Гарибашвили.

Говоря о вопросах, связанных с курсом лари, Гарибашвили повторил, что эта проблема обусловлена, в основном, внешними факторами, и Грузия не сможет быть исключением с этой точки зрения, но он также указал на ответственность Национального банка и впервые заявил, что, он также считал, что Национальный банк «более активно должен был вмешаться», и потратить больше резервов, чтобы остановить процесс, но банк действовал иначе.

С начала ноября 2014 года, когда грузинская валюта стала обесцениваться, лари потерял 32,5% своей стоимости в отношении к доллару США. В текущем году Национальный банк Грузии осуществил пять интервенций на 200 млн. долларов (по 40 млн. долларов во время каждой интервенции).

«Основная ответственность за стабильность лари возлагается на Национальный банк, естественно, в части правительства мы работаем и сделаем все, чтобы содействовать стабилизации лари, что начнется, по нашим прогнозам а также по прогнозам Национального банка, в течение 2-3 недель», — заявил Гарибашвили и добавил, что ради достижения этой цели правительство работает в соответствии с конкретным планом, в том числе и по направлению активизации приватизации.

«Если правительство развалит, спасать должен Национальный банк? В этом ваша логика?», — обратился к Ираклию Гарибашвили депутат от Национального движения Петре Цискаришвили.

Министр экономики Георгий Квирикашвили, который вместе с другими членами правительства также присутствовал на заседании меньшинства, заявил: «возможно, с нашей стороны есть ошибки и не все является идеальным, но такое стократное умножение проблем, я думаю, необъективно и этим мы не сможем получить наилучший результат».

Аналогично Квирикашвили, в острую полемику между премьер-министром и оппозиционными депутатами подключались и другие министры. В один момент, когда депутат от ЕНД Георгий Вашадзе, который во время прежней власти курировал проект внедрения домов юстиции, выразил претензии в связи с темпами развития этих проектов, министр юстиции Теа Цулукиани ответила ему, что он встретила существенные инфраструктурные проблемы в этой сфере, в том числе и в виде строительного мусора на чердаке тбилисского Дома юстиции, и в связи с новыми строительствами, которые исправляются в настоящее время.

«Мы оставили больше строительного мусора, чем вы построили», — обратился Вашадзе к Цулукиани.

«Мы вынесли мусор в октябре 2012 года, который обратно никогда не вернется», — отметила министр юстиции, указывая на Национальное движение.

Депутат от Национального движения Гога Хачидзе заявил, что бросание яиц в оппонентов превратилось в почерк власти и «надеюсь, что вы, как будущий премьер-министр, отучитесь если не бросать яйца, то хотя бы говорить ложь».

Гарибашвили ответил, что несмотря на то, что те инциденты, во время которых бросали яйца, вызывают «печаль», но «вы бы спросили себя, почему вы заслужили то, чтобы население бросало яйца в вас… получили то, что заслужили».

Депутат от Национального движения Акакий Бобохизе сказал премьер-министру Гарибашвили, что в каком тоне он начинает разговаривать, в таком тоне и получает ответы.

«Вместо деловых отношений все превратилось в какой-то кошмар, но инициатором этого были вы», — заявил Бобохидзе, — «То, в чем мы ошиблись, мы пожинаем это сегодня, а вы должны осознать вашу ответственность и закончить говорить «вы так делали, вы сяк делали»; говорите о том, что вы должны сделать завтра, чтобы вывести страну из этого положения».

«С вами, практически, невозможно вести какой-нибудь нормальный, конструктивный диалог. Сожалению, что в такой форме развилось (слушание), но в этом вы виноваты», — отметил Гарибашвили.

Лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе, который вел заседание, часто указывал членам своей команды и представителям правительства, чтобы не мешали друг другу разговаривать, заявил, что «ни у кого не было иллюзии, что представленные сегодня в этом зале две стороны пришли бы к какому-нибудь единому результату, но все то, что сегодня происходило в этом зале, происходило, в первую очередь, на глазах нашего общества… (которое) вынесет свои заключения из этого слушания».

Перед этим слушанием в Парламенте прошли объединенные слушания четырех парламентских комитетов, на которых министры выступили с докладами и далее отвечали на вопросы депутатов. Но эти комитетские слушания сразу после их начала покинули депутаты Национального движения в знак протеста, заявив, что после выступлений министров не оставалось достаточно времени, чтобы задать им вопросы.