З. Абашидзе: Восстановление Россией торговых ограничений было бы «неправильно»

Если Россия вновь установит запрет на импорт грузинской продукции, который был снят два года назад, это было бы «неправильным решением», — заявил специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе 5 августа.

Говоря о возможных санкциях со стороны России, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил 6 августа, что «имело место какое-то недоразумение», и добавил, что Тбилиси «очень дорожит» допуском грузинской продукции на российский рынок.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев обратился 4 августа к членам правительства, чтобы они разработали меры по ограничению импорта продукции из тех стран, которые присоединились к санкциям ЕС против России в связи с Украиной.

В прошлом году вместе с Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Украиной Грузия также присоединилась к одной из санкций ЕС, который касался запрета импорта произведенного в Крыму продукции в том случае, если такая продукция не будет сопровождаться сертификатом происхождения от властей Украины.

Эти страны, кроме Грузии, также присоединились и к другим санкциям ЕС, против российских государственных банков, сфер энергетики и производства оружия, а также против десятков официальных лиц России и командиров сепаратистов на востоке Украины, поддерживаемых Россией.

После того, как ЕС продлил запрет на импорт продукции из Крыма до 23 июня 2016 года, Грузия вновь осталась присоединенной к этой санкции, как об этом говорится в декларации верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности от 28 июля.

На заседании правительства РФ 4 августа премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру сельского хозяйства России проверить этот вопрос, и в том случае, если подтвердиться, что «несколько стран», которые он не стал уточнять, присоединились к санкциям ЕС, правительство должно подготовить соответствующее решение о применении контр-санкций против этих стран.

Кроме того, 4 августа Роспотребнадзор заявил, что 20 партий грузинского коньяка и вина, произведенного двумя компаниями, не допущены на российский рынок, так как они не удовлетворяют «требования безопасности и качества».

В связи с тем, что данное заявление прозвучало в тот же день, когда премьер России говорил о возможных контр-санкциях против «нескольких стран», в Тбилиси возникли опасения по поводу возвращения российского эмбарго, которое было введено в 2006 году по санитарным причинам и отменено в 2013 году, спустя несколько месяцев после прихода к власти коалиции Грузинская мечта.

Тбилиси уже почти год, как присоединился к санкции ЕС в связи с запретом импорта из Крыма, но этот вопрос оказался в центре внимания только в конце прошлого месяца.

На прошлой неделе специальный представитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе попытался разрядить ситуацию и заявил, что в этом решении ничего нового, так как Грузия уже год, как присоединилась к санкции ЕС теперь лишь произошло продолжение санкции.

Но после заявлений премьер-министра России и Роспотребнадзора от 4 августа, Абашидзе сказал 5 августа: «Очевидно, российская сторона, по информации российских ведомств, связывает возможное ограничение торговли с Грузией с прошлогоднем решением, что, по нашему мнению, было бы неправильно, так как одним из ощутимых результатов, который был принесен грузино-российским диалогом, начавшимся в 2012 году, является именно восстановление торгово-экономических отношений».

Абашидзе еще раз повторил: «Грузия в прошлом году присединилась к одной из 15 санкций ЕС, которые связаны с экспортом произведенной в Крыму и Севастополе продукции. Данная санкция продолжилась автоматически и в 2015 году, с точки зрения присоеднения к санкциям, Грузия не предпринимала каких-либо новых шагов».

Комментируя данный вопрос 6 августа, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил журналистам: «Из 15 санкций, которые были введены Евросоюзом против России, Грузия в прошлом году присоединилась только к одной, и та касалась санкций, установленных на экспорт продукции, произведенной в Крыму и Севастополе».

По его словам, присоединение к санкции, установленной на импорт продукции из Крыма, было естественным для Грузии, у которой самой имеются две оккупированные территории – Абхазия и Южная Осетия.

«Мы того же просим от других стран, чтобы они установили санкции произведенной в Абхазии и Южной Осетии продукции. Исходя из нашей политики непризнания, это было неизбежной необходимостью».

«Мы не собираемся присоединяться к санкциям, установленным против России. Для этого существует очень много причин. В первую очередь, я хочу отметить, что мы очень дорожим тем достоянием, тем достигнутым результатом, который мы имеем между Грузией и Россией; Я имею в виду восстановление торговых отношений. Вам известно, что уже третий год успешно ведется диалог и по направлению торгово-экономических связей у нас есть существенный прогресс», — заявил премьер-министр Гарибашвили.

«Несколько лет назад, когда именно из-за необдуманной политики Саакашвили был прекращен всяческий политический диалог и было установлено эмбарго на нашу продукцию. Так, что мы смогли при помощи именно нашей конструктивной, прагматичной политики и путем мирных переговоров снова открыть этот рынок и мы ценим это. Так, что, я думаю, что имело место какое-то недоразумение», — заявил Гарибашвили.

После снятия Россией торгового эмбарго, экспорт Грузии в Россию в 2013 году вырос почти четыре раза по сравнению с 2012 годом, и составил 190,2 млн. долларов США. В 2014 году экспорт в Россию вырос на 44% по сравнению с предыдущим годом и составил 274,9 млн. долларов США, что составляет 9,6% всего экспорта за прошлый год.

Но экономические проблемы в России, вызванные санкциями, подействовали и на соседей, в том числе и на Грузию, экспорт из которой в Россию сократился вдвое в первой половине 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составил 70,6 млн. долларов США.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)