Сотрудников охраны З. Жвания присяжные заседатели признали виновными в служебной халатности
Двух сотрудников охраны покойного премьер-министра Зураба Жвания – Кобу Харшиладзе и Михаила Дзадзамия суд присяжных заседателей признал виновными в служебной халатности, которое они проявили в новь смерти Жвания 10 лет назад.
В течение первых трех часов обсуждения 12 присяжных заседателей не смогли принять единодушного решения, после чего в пятницу вечером был вынесен обвинительный вердикт 10 голосами против двух.
В то же время, присяжные заседатели дали рекомендацию смягчить наказание обоим обвиняемым, на основании чего судья присудил Дзадзамия лишение свободы на 8 месяцев и 23 дня и его освободили из зала судебного заседания, так как он уже отбыл этот срок в предварительном заключении до того, пока его освободили бы под залог. Что касается Харшиладзе, судья избрал для него в виде наказания лишение свободы на 1 год и 9 месяцев, но его раннее наказание по другому делу полностью поглотило новый срок наказания и Харшиладзе покинет тюрьму в декабре этого года.
Премьер-министр Зураб Жвания и заместитель губернатора региона Квемо Картли Рауль Усупов в феврале 2005 года были найдены мертвыми в съемной квартире, на первом этаже одного из домов в районе Сабуртало. Тогда в виде официальной версии следствие причиной смерти назвало их отправление угарным газом, просочившимся в помещение из неправильно установленного обогревателя. Расследование этого дела было возобновлено в конце 2012 года после того, как к власти пришла коалиция Грузинская мечта.
На фоне того, когда возобновившееся следствие не смогло ни подтвердить и ни опровергнуть первоначальную версию следствия, в марте прошлого года прокуратура возбудила два отдельных дела – одно против бывшего заведующего Отделом судебно-медицинской экспертизы Национального бюро судмедэкспертизы Левана Чачуа, который проводил экспертизу трупу Зураба Жвания, а второе – против членов охраны Жвания. Прокуратура обвиняла Чачуа в служебной халатности и заявила, что он ненадлежащим образом выполнил свои служебные обязательства, но в марте суд оправдал Чачуа.
По делу членов охраны Жвания прокуратура утверждала, что Харшиладзе и Дзадзамия не соблюдали стандартные процедуры безопасности и в ночь на 3 февраля, когда скончался премьер-министр Жвания, его оставили без охраны. Прокуратура также заявила, что, несмотря на обязательное требование, обвиняемые не сообщили Управлению по планированию охранных мероприятий и оперативному управлению о перемещении охраняемого лица.
Харшиладзе был начальником охраны Жвания, а Дзадзамия был начальником смены в ту ночь, когда бывший премьер был найден мертвым.
Стороны защиты заявила, что Харшиладзе и Дзадзамия действовали по указаниям Жвания. Во время судебного слушания бывшие члены охраны сказали суду, что Жвания снимал квартиры в аренду, как для частных, так и для деловых тайных встреч и просил охрану, уходить с этих квартир. Он также просил их, чтобы о его местонахождении не сообщали даже своим вышестоящим руководителям. Дзадзамия заявил суду, что для этих тайных встреч Жвания иногда маскировался бородой, чтобы скрыть свою личность.
Обвиняемые заявили, что то же самое произошло и в ночь смерти Жвания. По словам Дзадзамия, он отвез Жвания на конспиративную квартиру в районе Сабуртало и покинул то место сразу после того, как туда прибыл Усупов. Через несколько часов, когда Жвания не отвечал на его звонки, Дзадзамия заявил, что он сообщил об этом начальнику охраны Жвания Кобе Харшиладзе. Харшиладзе сказал суду, что он подъехал к дому и проник в квартиру через окно.
Харшиладзе и Дзадзамия признали, что после того, как они проникли в квартиру, они изменили ситуацию в ней.
По словам обвиняемых, они нашли в квартире голые трупы Жвания и Усупова, и решили одеть их, чтобы не получило огласку то, что между ними была сексуальная связь. Дзадзамия сказал, что они взяли на себя такую ответственность из-за того, чтобы не пострадало имя Жвания.
Обвиняемые заявили суду, что тело Усупова сперва перенесли в автомобиль, но позже вернули в квартиру, так как осознали, что, как отметил Харшиладзе, это было «абсурдом».
По словам Дзадзамия, он убежден, что смерть Жвания не был подстроена и что если в ту ночь он находился бы поблизости, не смог бы помешать отравлению угарным газом. Харшиладзе заявил в своем заключительном слове, что он и Дзадзамия стали «жертвами обстоятельств». Адвокат обвиняемых заявил, что члены охраны выполняли указания Жвания, и поэтому их не нужно привлекать к ответственности.
Брат Зураба Жвания Гогла Жвания, который является депутатом Парламента от Грузинской мечты, и который в пятницу также находился в зале суда, приветствовал обвинительный вердикт.
Гогла Жвания, который верит, что его брата убили, без уточнения подробностей заявил журналистам, что следствие продолжается по «главному» делу, которое касается обстоятельств смерти Зураба Жвания.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)