Парламентский комитет по правам человека поддержал идею обязательного квотирования для женщин
Комитет Парламента Грузии по правам человека 24 сентября поддержал представленное группой общественных организаций предложение о введении обязательного квотирования для женщин в Парламенте, чтобы увеличить представительство женщин в законодательном органе.
После поддержки предложения, процедура предусматривает, что комитет должен продолжить работу для официального инициирования законопроекта по данному вопросу.
Шесть членов комитета, в том числе и председатель комитета, депутат от Грузинской мечты Эка Беселия, одобрили предложение о том, чтобы по законодательству установить обязательное квотирование и чтобы в партийных списках каждым вторым кандидатом должен быть кандидат другого пола, а место выбывшего депутата в Парламенте занимал кандидат того же пола.
Данное предложение было внесено коалицией «Женское политическое участие в Грузии», которое объединяет местные и международные организации и лоббирует вопросы гендерного равноправия и женского политического участия.
Коалиция желает, чтобы во время выборов, как в Парламент, так и в сакребуло (муниципальные собрания), каждым вторым кандидатом в партийных списках был бы кандидат отличающегося пола.
По существующей избирательной системе, 73 члена законодательного органа, состоящего из 150 депутатов, избираются в одномандатных мажоритарных округах, а остальные 77 мандатов распределяются по пропорциональным правилам.
«Мы просим 38 женщин среди 150 депутатов и это не много», — заявила при представлении предлрожения на заседании комитета представитель общественной организации «Сапари» Баия Патараия, по словам которой, обязательное квотирование, как «временная» мера по увеличению женского участия в политике, имеет общественную поддержку.
В настоящее время в Парламенте 17 депутатов женщин, что составляет около 11,3% законодательного органа, состоящего из 150 депутатов. В сакребуло, в масштабах всей страны, женщины депутаты составляют только 11,6% всего числа депутатов местных муниципальных собраний.
В то же время, в Парламенте депутатом Грузинской мечты Наной Кеинишвили уже инициирован отдельный проект изменений в Избирательном кодексе, который также предусматривает введение системы обязательного квотирования.
Согласно этой инициативе, парламентские обсуждения которой пока еще не начинались, в первых пяти десятках списка кандидатов в депутаты Парламента каждый третий должен быть кандидатом отличающегося пола, что обеспечит представительство, как минимум, 23 женщин в Парламенте из 150 депутатов. Такой же принцип предусматривается и для первой двадцатки кандидатов в партийных списках для сакребуло.
Председатель парламентского Комитета по правам человека Эка Беселия, которая заявила, что, лично она поддерживает 50% баланс между полами, она также отметила, что вопрос квотирования «не является простым» и вокруг него необходимо будет достичь «консенсуса».
На заседании комитета против этого вопроса выступил только один депутат, заместитель Беселия, депутат Грузинской мечты Гедеван Попхадзе, который заявил, что для него эта тема не связана с правами и для прихода в политику определяющим фактором должен быть «профессионализм».
«Никакое квотирование ни по какому признаку не приемлемо. Для любой женщины должно быть оскорбительным, чтобы попасть в Парламент по квотам», — сказал депутат Попхадзе, но когда вопрос был поставлен на голосование, он проголосовал за.
Депутат Гугули Маградзе от Грузинской мечты заявила, что введение «временных специальных мер» необходимо для того, что в Грузии не существуют «равных начальных условий» для полов.
«То, что экономика Швеции и условия жизни в Швеции сегодня действительно завидны во всем мире, это заслуга в большей степени того, что женщина и мужчина в равной мере участвуют в принятии решения – в равной мере разделяют власть и ответственность. Поэтому нам нужно это (квотирование) для лучшего обустройства жизни», — заявила Маградзе.
На обсуждении в парламентском комитете не присутствовали оппозиционные депутаты, но на заседании находилась министр юстиции Теа Цулукиани, которая также поддержала введение обязательного квотирования. По ее словам, это, как минимум, подтолкнёт к тому, чтобы у партий при составлении списков появилось обязательство «искать компетентных кандидатов женщин».
Во время выступления в Парламенте со своим ежегодным докладом в марте этого года президент Георгий Маргвелашвили подтвердил свою поддержку в отношении внедрения системы квотирования.
Председатель Парламента Грузии Давид Усупашвили во время выступления на прошедшей в Тбилиси марте конференции по вопросам женского политического участия заявил, что хотя он и против введения какого-нибудь обязательного квотирования, но «хочу напомнить, что я сторонник равноправия и если вижу, что равноправие не достигается без квот, тогда я становлюсь сторонником квот».
Но Усупашвили также предположил, что в Парламенте не легко будет собрать достаточное количество сторонников этой инициативы и добавил, что даже в его Республиканской партии нет единой позиции по вопросу о введении квот.
В настоящее время законодательство Грузии предусматривает финансовое поощрение для тех партий, которые введут больше женщин в свои партийные списки. Но рабочая группа «Женское политическое участие в Грузии» заявила, что этого поощрения недостаточно для улучшения гендерного баланса.