Президент компании СОКАР проводит переговоры в Тбилиси
Президент азербайджанской государственной компании СОКАР Ровнаг Абдулаев 13 января в Тбилиси провел переговоры с премьер-министром Грузии Георгием Квирикшвили и министром энергетики Кахой Каладзе.
Визит проходит в то время, когда Грузия ведет переговоры с российской государственной компанией Газпром по условиям транзита природного газа из России в Армению через территорию Грузии и о возможных поставках дополнительных объемов газа из России в Грузию.
Министр энергетики Каха Каладзе заявляет, что Грузии потребуются дополнительные объемы газа, чтобы удовлетворить увеличенную потребность в этом топливе.
Каладзе заявляет, что увеличение поставок из Азербайджана, который удовлетворяет около 87% годового потребления Грузии, невозможно по «техническим» причинам, особенно, в зимний период, когда потребление газа в Грузии достигает своего пика.
По данным Компании Грузии по транспортировке газа, Грузия получает газ из двух источников Азербайджана. В 2015 году около 750 млн кубических метров газа в Грузию поступили в рамках того соглашения, которое было достигнуто в рамках Южнокавказского трубопровода; По этому трубопроводу осуществляется поставка Шах-Денизского газа в Турцию через территорию Грузии. Кроме того, в 2015 году 1,35 млрд кубических метров газа были импортированы в Грузию в рамках отдельного соглашения с компанией СОКАР.
«Речь шла о существующей ситуации, технических проблемах, том дисбалансе, который имеется у нас… в месяца пика потребления, особенно, в зимний период, когда происходило сбалансирование российским газом», — заявил Каладзе, — «Сегодня технически (получение большего объема газа в период пика из Азербайджана) невозможно, это происходит в течение многих лет и мы восполняли это газом от Газпрома; Это происходило в течение многих лет и наверно так и будет происходить в будущем».
«Оба трубопровода СОКАР, по которым мы получаем газ, работают на максимальной мощности. Однако в будущем есть возможность, чтобы осуществить такой проект, который позволит пропускать через эти трубопроводы дополнительные объемы», — заявил министр энергетики.
По словам Каладзе, для увеличения объемов поставляемого компанией СОКАР газа необходимы будут «дополнительные инвестиции», в частности, для обустройства компрессорной станции.
Однако он также добавил, что в этом году эти работы не могут быть завершены, чем он намекнул, что Грузии придется увеличить импорт российского газа для заполнения дефицита.
В виде платы за транзит газа в Армению Грузия получает от Газпрома 10% российского газа, поставляемого в соседнюю республику. Газпром желает выплачивать Грузии плату за транзит в денежном виде, а не природным газом. Кроме тех объемов газа, которые были получены Грузией в виде платы за транзит в Армению, в 2014 году Грузия дополнительно закупила у Газпрома 61,1 млн кубических метров газа. В 2015 году, по данным Компании Грузии по транспортировке газа (в которых не уточняется, какова была в этом объема доля платы за транзит), Грузия получила от Газпрома 295 млн кубических метров газа. В отдельном заявлении 12 января Каладзе отметил, что тот дефицит, который Грузия желает заполнить, предположительно, путем приобретения дополнительных объемов у Газпрома, в 2016 году достигнет 300-400 млн кубических метров.
После переговоров с руководством компании СОКАР Каладзе также подчеркнул, что завершение второй фазы Шах-Денизского проекта, что ожидается к 2019 г., поможет Грузии в заполнении существующего дефицита в газоснабжении.
«Также важно, что к 2019 г. планируется завершение второй фазы Шах-Денизского проекта, который предоставит нам возможность получать дополнительный природный газ», — заявил Каладзе.
Исполнительный директор грузинского филиала компании СОКАР Махир Мамадов, который также присутствовал на встрече в Администрации правительства, заявил, что на встрече обсуждали технические возможности поставок газа, особенно в период пика.
«Мы обсуждали именно как образовавшийся дефицит газа каким образом, какими техническими возможностями, средствами, заполнять, поднимать. В этом вопросе, во-первых, мы согласились, что эксперты нашей группы будут работать и дальше, и эта возможность буде увеличиваться. На сегодня мы максимально поднимаем подачу газа, насколько возможно, настолько поднимаем, до 7 млн будем стараться поднимать. И во вторых, мы изыскиваем возможности, как в зимний период это увеличение потребности газа возмещать доступными средствами. В частности, например, увеличением пропорции подачи газа в зимний и летний период в рамках фазы Шах-Дениз-1, то, что сейчас подается Грузии», — заявил Мамадов журналистам после встречи.
Министр энергетики Грузии еще раз подчеркнул «стратегические партнерство» с Азербайджаном и добавил, что компания СОКАР выразила интерес к участию в проекте строительства хранилища для газа, начало осуществления которого, по словам Каладзе, планируется в 2016 году.
Мамадов заявил, что Азербайджан «приветствует и поддерживает» планы Грузии по строительству газового хранилища и подтвердил, что СОКАР заинтересована участием в этом проекте. По его словам, «формат участия» азербайджанской стороны будет определен в ходе дальнейших переговоров.
Сегодня у нас уже есть желание и согласие обеих сторон к совместному осуществлению этого проекта, — добавил Мамадов.
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили подчеркнул стратегическое партнерство Грузии с Азербайджаном в своем вступительном слове на открытии встречи, на которой также присутствовали министр экономики Дмитрий Кумсишвили и бизнес-омбудсмени Георгий Гахария.
«Наши стратегические отношения для нас крайне важны. Я думаю, что, несмотря на множество политических спекуляций, свидетелями которых мы стали за последние дни, с нашей стороны еще раз хочу подчеркнуть, что стратегические отношения с компанией СОКАР для Грузии крайне важны. Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы готовы рассмотреть дальнейшее развитие и расширение наших отношений. Азербайджан для нас является близким другом, стратегическим партнером», — заявил Георгий Квирикашвили.
«Ничего кроме этого не важно. Я думаю, что в рамках вот этого настроения, в рамках этих позиций мы готовы еще раз посидеть и поговорить с вами на счет наших будущих отношений, решить все проблемы, которые могут существовать. Я думаю, что никакие технические проблемы не должны стать препятствием для дальнейшего развития наших отношений», — отметил премьер-министр.