Ткибульские шахтеры устроили забастовку с требованием повышения зарплат и улучшения условий работы
Ткибульские шахтеры уже одиннадцатый день, как проводят забастовку и требуют увеличения зарплат и улучшения условий работы. Компания «Сакнахшири», которая управляет двумя шахтами в Ткибули, заявляет, что увеличение зарплат «нереально» на фоне снижения потребности и цены на уголь.
«Сакнахшири» в которой работают 1500 человек, в основном, местные жители, является дочерней компанией Индустриальной группы Грузии.
Ткибульские шахтеры, которые участвуют в забастовке с 15 февраля, требуют увеличения зарплат на 40%; По их заявлению, в шахтах, в которых в 2009-2014 гг. Погибли 15 сотрудников во время различных инцидентов, сложились «невыносимые» условия работы, а нормы безопасности очень низкие. Шахтеры также требуют, чтобы им обновили рабочую одежду и оснащение.
23 февраля шахтеры провели акцию протеста у здания местного сакретубо в Ткибули и подвергли критике центральные власти страны за игнорирование их проблем; Некоторые участники акции ворвались во двор компании «Сакнахшири». Участники забастовки также призвали соответствующие министерства и парламентские комитеты, выполнить роль посредника в отношениях между рабочими и компанией «Сакнахшири».
Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты заявило 24 февраля, что его представители встретились с участниками забастовки, которые потребовали встречи с руководством компании, но представители компании попросили дополнительного времени до проведения этой встречи.
Заместитель директора «Сакнахшири» Бежан Балавадзе заявил 23 февраля, что в настоящее время невозможно удовлетворить требование шахтеров об увеличении зарплат на 40% из-за снижения доходов компании, что связано со снижением цен на уголь. По его словам, можно было обсудить вопрос о поэтапном увеличении зарплат для шахтеров, но они категорически отвергли это предложение.
На прошедшем 25 февраля заседании правительства, после того, как премьер-министр Георгий Квирикашвили попросил предоставить ему информацию об обстановке в Ткибули, министр здравоохранения Давид Сергеенко заявил, что это «однозначно трудовой спор» и, несмотря на то, что переговоры не легкие, «думаю, что ближайшие дни покажут нам прогресс, когда путем переговоров и посредничества с нашей стороны можно будет урегулировать все ключевые вопросы».
Министр финансов Нодар Хадури на том же заседании правительства, без уточнения подробностей заявил, что в ближайщем будущем планируется инициирование законопроекта, который позволит шахтерам сохранить налоговые льготы, которые существовали до первого января этого года.
По информации компании «Сакнахшири», в 2014 году добыча угля составила 350 000 тонн, а все доходы составили 34,3 млн лари; Данные за 2015 году пока не известны; Но компания заявляет, что ежегодно в виде налогов выплачивает 12 млн лари.
В опубликованном 24 февраля письменном заявлении Индустриальная группа Грузии отметила, что готова к достижению соглашения с участниками забастовки «по целому ряду вопросов», но с учетом низкой потребности и снижения цен на уголь, «как компания, обладающая высокой ответственностью, не сможет давать нереальные обещания и не сделает популистские заявления на данном этапе по увеличению вознаграждения за труд для рабочих»
Финансовый менеджер Индустриальной группы Грузии Зураб Геленидзе заявил 24 февраля, что каждый день забастовки еще более отдалает позиции сторон друг от друга.
Компания также призвала шахтеров, прекратить разговоры на языке «ультиматумов»; Участники забастовки заявляют, что компания сама использует язык ультиматумов, когда заявляет, что не подключится к переговорам в условиях продолжающейся забастовки.
Пять лет назад, когда ткибульские шахтеры проводили забастовку с аналогичными требованиями, тогда забастовка завершилась за несколько дней после того, как было достигнуто соглашение между шахтерами и руководством компании.
В то же время, сотрудники Ксанского стеклянного завода, владельцем которого является турецкая компания Şişecam, с 5 февраля также проводят забастовку с требованием увеличения зарплат на 30%.
Кроме того, в начале месяца ООО «Руставская сталь», которое является владельцем Руставского металлургического завода, до 10 марта «временно» уволила с работы, как минимум, 150 рабочих, по причине снижения потребности на сталь в мире. Это вызвало протест сотрудников предприятия, так как они опасаются, что компания использует ту же схему, которую она применила в отношении нескольких сот сотрудников, которые также «временно» были освобождены с работы в 2015 году, но после этого их уже не вернули на свои рабочие места.
В январе компания «Джорджиан Манганез», добывающая марганец, которая также владеет Зестафонским заводом ферросплавов, приостановила добычу марганца в Чиатура до 20 мая 2016 года по причине снижения потребности на рынке. Аналогично добыче угля в Ткибули, в Чиатура добыча марганца также является одним из главных источников дохода местного населения. Компания заявила, что в течение четырёхмесячного перерыва рабочие будут получать 60% своей заработной платы. В 2015 году экспорт ферросплавов сократился почти на 32% и составил 194,5 млн долларов США, что равно 8,8% всего экспорта Грузии за прошедший год.