Выступление премьер-министра Грузии в ПАСЕ
- «Нам нужны конкурентные выборы без негативных сюрпризов»;
- «Мы первое правительство после обретения Грузией независимости, которое не боится»;
- «Общественные организации и СМИ обладают реальной властью»;
- «Мы превзошли ожидания Европы с точки зрения демократической консолидации»;
- Визалиберализация с ЕС подтверждает, что «проевропейство приносит пользу»;
- Правительство работает над «дорожной картой примирения» с сепаратистскими регионами;
- «Кто-то может сказать, что у нас есть политзаключенные, но я бы сказал, что у нас есть верховенство закона».
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили обращается к Парламентской Ассамблее Совета Европы на весенней Сессии, 21 апреля 2016 г. Фото: пресс-служба премьер-министра.
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили 21 апреля выступил с речью на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и заявил, что Грузия является подтверждением того, что реформы работают.
В своем выступлении, а также отвечая на вопросы депутатов из государств членов Совета Европы, Квирикашвили подчеркнул «твердое решение правительства о проведении одних из наилучших, свободных и справедливых выборов в истории Грузии» в октябре 2016 года.
«Нам нужны конкурентные выборы без негативных сюрпризов, во время которых не замораживаются банковские счета и никто не контролирует, какая информация поставляется гражданам… В 2016 году должны пройти самые прозрачные, справедливые и равноправные выборы», — заявил он, — «Мы переходим с демократической транзиции на консолидацию демократии, где победитель не получит все и проигравший не потеряет все. И мы гордимся этим».
В ответ на вопросы членов ПАСЕ, большинство которых касалось будущих выборов, премьер-министр заявил, что вскоре после того, как занял пост главы правительства, он подключился к диалогу с оппозиционными партиями; Он имел в виду встречи с представителями непарламентских оппозиционных партий. Он также заявил, что его целью является «снижение температуры и конфронтации» и «повышение духа сотрудничества» перед выборами.
Квирикашвили заявил, что несколько дней назад правительство предложило оппозиционным партиям «сократить барьер», который должны преодолеть партии, чтобы войти в Парламент. Инициированная Грузинской мечтой конституционная поправка о сокращении избирательного барьера с 5% до 4% предусматривает вхождение в силу этой поправки не к следующим выборам, а к парламентским выборам осенью 2016 года.
Премьер-министр Грузии также заявил, что правительство также предлагает политическим партиям сократить и тот барьер, который установлен для получения бюджетного финансирования партиями. По существующим регуляциям, в настоящее время государственное финансирование предусмотрено только для «квалифицированных политических партий» — т.е. для тех партий, которые на последних парламентских или местных выборах получили, как минимум, 3% голосов.
Но главным требованием оппозиционных партий к намеченным выборам является упразднение мажоритарногог компонента избирательной системы. Против этого выступает «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», председателем которой с мая месяца станет премьер-министр Квирикашвили.
Инициированная коалицией Грузинская мечта конституционная поправка предусматривает упразднение мажоритарной системы к выборам, которые будут проходить после выборов 2016 года – очередные выборы должны состояться в 2020 году.
Однако Квирикашвили заявил ПАСЕ: «между правящей и оппозиционными партиями существует соглашение, что в 2020 году будет изменена мажоритарная система. Но за шесть месяцев до выборов очень сложно изменить избирательную систему».
Такой договоренности между правящей коалиции и оппозиционными партиями не существует; Оппозиция вновь настоятельно требует незамедлительного упразднения мажоритарного компонента избирательной системы, на что требуется реализация длительного процесса конституционных изменений. В качестве альтернативы оппозиционные партии предлагают в обход конституционной поправки сохранить мажоритарный компонент, но реформировать систему таким образом, что исключит несоответствие между голосами, полученными партией по пропорциональной системе, и полученными той же партией мандатами в Парламенте – такое несоответствие возможно в результате действующей в Грузии смешанной избирательной системы, при которой 73 депутата избираются в одномандатных мажоритарных округах, а остальные 77 мест распределяются по партийным спискам среди тех партий, которые преодолеют 5%-ый барьер.
Спрашивая о выборах, греческий депутат Йоаннета Каввадиа сказала премьер-министру Грузии, что «никакие позитивные изменения не были внесены» в избирательное законодательство и заявила, что в марте этого года Венецианская комиссия сделала «довольно негативную оценку» в отношении изменений в Избирательном кодексе Грузии – подразумевается формирование мажоритарных округов по новым правилам. Венецианская комиссия заявила, что внесенные в Избирательный кодекс Грузии поправки по мажоритарным округам «являются существенным шагом вперед» к тому, чтобы выборы проводились с уважением принципа равноправия голосов. Но комиссия там же отметила обеспокоенность «многих заинтересованных сторон» в связи с тем, что процесс подготовки законопроекта был лишен «прозрачности, непредвзятости и широкой вовлеченности». Евросоюз также приветствовал эти изменения, которые, по его заявлению, «ставят своей целью обеспечения равноправия голосования».
«Мы превзошли ожидания Европы»
В своем выступлении глава правительства заявил, что Грузия имеет «опыт проведения успешных реформ».
«Мы «внедрили» Европу в Грузии и превзошли ожидания Европы с точки зрения демократической консолидации и демократизации», — заявил он.
«Консультации заинтересованных сторон, мониторинг, предоставление отчетов и оценка никому не позволяет расслабляться. С другой стороны, соблюдение европейских стандартов является обязательством, которое уже переросло в обычай», — заявил премьер-министр.
«Окончательным результатом проведенных с года в год реформ является то, что наши граждане, общественные организации и СМИ обладают реальной властью», — отметил он.
«Впервые в истории независимой Грузии общество не боится власти. И с большой вероятностью, это является достижением, которым мы очень гордимся, но сожалеем, что верховенство закона не распространяется на оккупированных территориях Грузии», — заявил Квирикашвили.
Он также говорил об осуществлении Грузией всех необходимых реформ с целью получения безвизового режима в Шенгенской зоне. Тбилиси предполагает завершение процесса в течение следующих месяцев. Комитет гражданских свобод, правосудия и внутренних дел Европарламента должен был обсудить законодательное предложение Еврокомиссии об отмене виз для граждан Грузии в Шенгенской зоне на заседании 21 апреля, но заседание было отложено на 25 апреля по просьбе докладчика по теме, члена Европарламента Марии Габриэл.
Квирикашвили подчеркнул важную роль безвизового режима с ЕС для установления связей с населением сепаратистской Абхазии и Южной Осетии.
«После годов реформ и понесенных жертв, Тбилиси подтверждает своим гражданам на оккупированных территориях, что проевропейство приносит пользу, и мы сможем сказать им — «присоединяйтесь а нам, будем учиться, трудиться и радоваться вместе», — заявил премьер-министр Квирикашвили.
«Мы являемся примером того, что содействие демократии, строительство институтов, усиление демократического общества, договорные условия, нацеленные на обеспеспечение развития стран, получающих помощь, и реформы действительно возможны и приносят результат», — заявил он.
«Дорожная карта примирения»
Премьер-министр Грузии также заявил, что «оккупированные регионы» Абхазия и Южная Осетия является «одним из крупнейших вызовов» для правительства и добавил, что проживающие в оккупированных регионах и на прилегающих к ним территориях люди лишены своих фундаментальных прав и свобод.
«Кроме того, мы обеспокоены планами де-факто руководства Цхинвали, которые касаются проведения референдума о вхождении в Российскую Федерацию. Эти события создают угрозу не только суверенитету и территориальной целостности Грузии, но и с большой вероятностью принесут плачевные результаты и без того нестабильному региону Южного Кавказа», — заявил он.
В ответ на вопрос об усилиях правительства, направленных на примирение с сепаратистскими регионами, премьер-министр заявил, что восстановление доверия является «главнейшим приоритетом».
«К сожалению, доверие утеряно; В первую очередь, нам нужно восстановить это утерянное доверие», — заявил он и добавил, что финансируемые правительством программы здравоохранения и образования распространяются и на жителей сепаратистских регионов.
Он также заявил без уточнения деталей, что правительство работает над «дорожной картой примирения».
«Это очень чувствительный вопрос… Мы сами в грузинском обществе нуждаемся в консолидации консенсуса. Очень активно работаем в этом направлении и к этой дорожной карте мы приступим наверно очень скоро», — заявил он.
Говоря об отношениях с Москвой, премьер-министр заявил: «Мы пытаемся вывести из тупика российско-грузинские отношения, ради чего осуществляем прагматичную политику, которая охватывает шаги, сделанные по восстановлению отношений в сферах торговли, транспорта, гуманитарной и других сферах. Несмотря на это, направленных на нормализацию отношений с Москвой наших усилий не будет достаточно, если не будет уважения нашей независимости, суверенитета и территориальной целостности».
«Массовая проевропейская информационная кампания»
Эстонский депутат Андрес Херкел от Европейской народной партии спросил премьер-министра Каирикашвили «о сильном влиянии России на медиа-среду в Грузии», и, ссылаясь на доклад Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью», также сказал премьер-министру, что правительство Грузии поддерживает «ксенофобные СМИ» путем оформления рекламных контрактов с ними. Он также спросил премьер-министра, будет ли правительство «лучше сотрудничать с проевропейской оппозицией, в том числе и с Национальным движением».
Квирикашвили ответил, что правительство начинает «массовую информационную кампанию» в пользу «европейских ценностей».
«Это путь в ответ на пропаганду, направленную против Евросоюза», — заявил руководитель правительства Грузии.
«Я бы не сказал, что происходит финансирование ксенофобных СМИ. Возможно такое восприятие есть у некоторых наших оппозиционных членов; Могу сказать, что оппозиционные телеканалы более интенсивно финансируются из государственного бюджета. Мы не блокируем ни одно медиа средство», — добавил он.
Когда литовский депутат от ЕНП Эмануелись Зингерис спросил его о нескольких памятниках Сталина, которые вновь остаются в Грузии, премьер Квирикашвили ответил: «не думаю, что Сталин когда-либо станет важным для повестки дня политики или социальной жизни Грузии… Не думаю, что этот вопрос мы должны воспринимать серьезно, так как ни у кого в Грузии нет какой-лио сомпатии в сталинскому периоду».
«Восстановление справедливости»
Когда португальский депутат из ЕНП Дуарте Маркес спросил Квирикашвили о «политзаключенных», имея в виду бывшиъх высокопоставленных чиновников, которые в настоящее время находятся в заключении по различным обвинениям, которых сами заключенных отвергают, как политически мотивированные, премьер Квирикашвили ответил: «Я бы это назвал нашумевшими делами».
«Одним из наиболее крупых вызовов для властей Грузии является то, чтобы справиться с наследием криминальной деятельности бывших высокопоставленных чиновников прежнего правительства», — заявил он и добавил, что после смены власти в конце 20-12 года в прокуратуру поступили «20 000 жалоб» о «совершенном в прошлом ненадлежащем обращении».
«Я никогда не сторонился признания позитивного наследия прежней власти, но в то же время, нужно признать, что с 2007 года в Грузии жизнь стала кошмаром для большинства населения Грузии. Возможно кто-то скажет, что у нас есть политзаключенные, но я бы сказал, что у нас есть верховенство закона и в Грузии никто не стоит выше правосудия», — заявил он.
Этот вопрос премьер-министр выдвинул и в ходе своего выступления: «У нашего правительства есть основания верить, что для усиления доверия к верховенству закона необходимы не только реформы, но и восстановление справедливости».
«Мы хотим превратить Грузию в такое место, где гражданам легче будет жить, мы не хотим хвастаться результатами. В истории демократии восстановление справедливости оценивают всегда не однообразно. Между восстановлением справедливости и люстрацией проходит узкая грань и критика неминуема. Мы хотим единства, но не за счет правосудия, мы хотим правосудия, но не за счет единства. Это наш гордиев узел. Но мы не будем перерезать этот узел втихаря… Мы должны развязать этот узел», — заявил он.
Когда грузинский депутат от оппозиционных «Свободных демократов» Ираклий Чиковани спросил его, «доволен» ли он реформой судебной системы, особенно, с учетом спорных назначений судей, премьер-министр ответил: «никто не сможет быть самодовольным уровнем реформы, но все сравнительно».
«Если судебную систему сравнить с той системой, которая существовала четыре года назад, мы можем сказать, что прогресс очевиден», — заявил Квирикашвили, — «Естественно, есть судьи, которые работали и при прежней системе, но представьте обвинения со стороны оппозиции, если бы мы очистили систему от всех тех судей, которые были частью прежней системы? Мы не делаем этого. Система не совершена, но мы продвигаемся вперед путем реформ».
Когда премьера Грузии спросили о споре вокруг прав на владение телекомпанией «Рустави-2», который в настоящее время рассматривается в Апелляционном суде, глава правительства отметил, что правительство никоим образом не сможет вмешаться в вопрос спора, и добавил, что он желает, чтобы «Рустави-2» продолжил острую критику власти, особенно, перед выборами, чтобы «не дать оппозиции шанса для спекуляций по этому вопросу».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)