Квирикашвили: В транзитном договоре с «Газпромом» «ничего праздничного нет»
Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что хотя «ничего праздничного и нет» в транзитном договоре с российским «Газпромом», но Грузия защитила интересы страны и достигла максимального результата.
«Мы не можем праздновать тот результат, который у нас есть, потому, что ничего праздничного нет и не знаю, кто это так представил. Кахи Каладзе действительно не представлял этого так и это чистейшей воды спекуляции, но в тех конкретных условиях и данности, в которой находится Грузия, Грузия защитила интерес страны и максимально достигла того результата, какой можно было достичь», — заявил он журналистам 20 января в Давосе, где он находится в рамках Всемирного экономического форума.
«Мы болеем за страну не меньше других, но в отличие от других, у нас есть ответственность перед страной, как у властей этой страны и мы выполнили свое обязательство», — отметил он.
На вопрос, будет ли опубликован текст договора, Квирикашвили ответил: «будет опубликован в той дозе, в какой возможно это сделать, и нам нечего скрывать от нашего населения».
Ранее на острую критику в связи с «Газпромом» ответил министр энергетики Каха Каладзе, который был главным переговорщиком по новому транзитному договору.
На проведенной 18 января специальной пресс-конференции Каладзе заявил, что правительство сделало «правильные и рациональные шаги» на переговорах с «Газпромом», а «маргинализированных и непопулярных в обществе лиц или групп» обвинил в «дезинформационной истерии» в связи с решением правительства о монетизации платы за транзит российского газа в Армению через территорию Грузии.
Двухлетний договор, который подразумевает за первый год своего действия частное сохранение форма выплаты стоимости транзита в виде сырья, что с 2018 года полностью продолжится денежными расчетами, породил вопросы у президента Георгия Маргвелашвили, отдельных оппозиционных политических партий и неправительственных организаций.
По информации Каладзе, в связи с условиями договора коммуникация состоялась, как с Администрацией президента, так и с экспертами и неправительственными организациями и «очень печально, что нам приходится… делать разъяснения».
В ответ на опасения со стороны гражданского сектора и оппозиционных партий по поводу того, что новое соглашение ухудшает энергетическую безопасность Грузии, Каладзе отметил, что Грузия сохранила «ту же степень энергобезопасности и транзитную функцию в регионе». «Главным и важным является то, что энергозависимость не усилилась ни на один процент», — разъяснил он.
«Изменилась только форма выплаты, именно это и является фактом – ни больше, ни меньше. Мы сообщили об этом населению в первый же день и написанием популистических баллов, истерией и политической демагогией являются те заявления, которые мы слышим за последние дни», — добавил Каладзе.
Он также ответил на заявление президента, согласно которому новое соглашение ухудшает энергобезопасность страны и вредит интересам Грузии. Каладзе назвал это заявление «неквалифицированным и лишенным аргументов» и добавил, что вместо этого президент мог затребовать детали соглашения из Министерства энергетики.
Решение правительства Каладзе назвал сложным, но необходимым и добавил, что соглашение было достигнуто в результате нескольких раундов переговоров. «Это не было только тем, что «Газпром» написал нам договор, вы должны пойти на это и мы согласились – это действительно не было так; Были несколько встреч и наконец, когда у нас была встреча, мы достигли этого соглашения. Новый договор, который был оформлен исходя из существующей реальности, является максимальным результатом хоть с политической точки зрения и хоть с экономической».
Говоря о финансовом различии между новым и прошлогодним договором, Каладзе заявил, что Грузия в 2018 году получит меньше финансовой пользы, а не в текущем году, когда частично будет сохранена форма оплаты транзита сырьем – до этого в виде платы за транзит Грузия оставляла себе 10% пропускаемого в Армению природного газа. По причине коммерческой тайны, Каладзе вновь не стал разглашать финансовые детали нового договора с «Газпромом».
«Если будет возможность озвучить какие-то детали… я обещаю вам, что сделаю все, чтобы они были оглашены максимально», — заявил Каладзе.
В то же время, министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе, который также находится в Давосе, комментируя этот вопрос, заявил: «по части безопасности и энергозависимости от России это не содержит никакой дополнительной угрозы и риска, а по части внешнеполитических рисков это решение больше сокращает внешнеполитические риски, чем повышает».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)