Президент наложил вето на законодательные поправки в связи с судом
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили наложил вето на отдельные положения пакета законодательных изменений, известного под названием «третьей волны» судебной реформы, которые, по его оценке, противоречат принципам непредвзятого суда, но в то же время он приветствовал «многие полезные» изменения, которые охватывает этот пакет, принятый Парламентом в конце декабря после длительных обсуждений.
«Реформирование судебной системы и ее усиление и оздоровление всегда были многим важнейшим приоритетом», — заявил Георгий Маргвелашвили на проведенном 24 января брифинге, за день до того, пока истек срок подписания пакета законопроектов, поступившего в его администрацию 10 января.
«В представленном пакете очень много полезных и важных изменений, в том числе и такие изменения, на внедрение и техническое обеспечение которых из нашей администрации выдано множество тысяч лари для того, чтобы они были внедрены в судебную систему – таковым является, например, система электронного распределения дел», — заявил он, — «Однако, в то же время этот пакет содержит нормы, которые противоречат принципам непредвзятого суда и обеспечения независимости индивидуального судьи».
«Исходя из важности этого пакета и в целом, реформы судебной системы, я решил воспользоваться конституционным правом и предлагаю Парламенту мотивированные замечания, из которых важнейшим являются те изменения, которые обеспечивают правила избрания председателей в суде, а также отменяют на будущее испытательный срок», — заявил президент.
Проект его замечаний пока не доступен.
Но на данном этапе от Администрации президента известно, что в числе представленных изменений президент предлагает Парламенту отменить 3-летний испытательный срок, установленный для судей перед их бесспрочным назначением – в соответствии с пакетом, который был принят Парламентом, от прохождения этого испытательного срока освобождены только те действующие и бывшие судьи Конституционного суда и Верховного суда, которые имеют опыт работы не менее трех лет на этих должностях.
Президент также предлагает, чтобы председателей судов избирали сами судьи, и чтобы их не назначал Высший совет юстиции на пятилетний срок, как это предусмотрено в принятом Парламентом варианте, несмотря на то, что первоначальных версиях предусматривалось избрание председателей; В то же время, по предложению президента, одно и то же лицо не может занимать пост председателя суда и в то же время быть председателем судебной коллегии или палаты; А также президент предлагает, чтобы должностные лица в суде должны быть лишены права в то же время быть членами Высшего совета юстиции.
Парламент примет эти замечания президента или попытается преодолеть вето, для чего потребуется поддержка, как минимум, 76 депутатов.
«Я считаю, что с учетом этих мотивированных замечаний мы получим законодательство более высокого качества и суд более высокого качества», — заявил Маргвелашвили на брифинге во вторник.
Решению об использовании вето предшествовали консультационные встречи парламентского секретаря президента Анны Долидзе с представителями неправительственных организаций и народным защитником Учей Нануашвили. Законопроекты «третьей волны» судебной реформы были одной из главных тем обсуждения на встрече президента Венецианской комиссии Джанни Букиккио с президентом Георгием Маргвелашвили, которая состоялась в Тбилиси 20 января.
«Мы опубликовали несколько соображений о судебной системе в Грузии и надеюсь, что на этот раз наши рекомендации будут предусмотрены полностью», — заявил Букиккио после встречи с Маргвелашвили.