Президент применил вето в отношении законопроекта о тайном прослушивании
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили воспользовался правом вето в отношении нового законопроекта, который был принят Парламентом 1 марта и который предусматривает создание Оперативно-технического агентства в связи с тайным следственными действиями.
На проведенном 20 марта брифинге президент Маргвелашвили заявил, что в законопроекте были зафиксированы два недостатка.
«Первый – независимость агентства, которая не обеспечена в представленном законопроекте, и, соответственно, противоречит решению Конституционной комиссии по данному вопросу. Второй – это неоправданные и непрогнозируемые расходы в законопроекте, которые этот законопроект возлагает на коммуникационные компании», — разъяснил Маргвелашвили.
«Все мы понимаем, что вето преодолимо. Но может настало время углубиться в этот законопроект и вместо демонстрации преодоления вето дадим Грузии лучшее законодательство», — заявил Маргвелашвили.
Парламент или должен учесть замечания президента, или преодолеть вето, для чего ему потребуется поддержка, как минимум, 76 депутатов.
Перед тем, как президент использовал вето, представители его администрации провели консультации с депутатами Национального движения, «Движения за свободу – Европейской грузии» и Альянса патриотов.
Новый законопроект, связанный с тайным прослушиванием, предусматривает создание Оперативно-технического департамента, целью которого будет на основании обращения правомочного органа, с использованием специальных технических средств и тайных методов, сбор информации и фактических данных по уголовному делу о действиях, направленных против конституционного строя Грузии, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности, правопорядка и военного потенциала.
С этой целью должны быть осуществлены такие мероприятия, которые связаны с тайным прослушиванием и записи телефонной коммуникации; получением информации из канала связи; получением информации из компьютерной системы; определением геолокации в реальном времени; контролем почтовых телеграфных посланий; скрытой аудио и/или видеозаписью, фотосъемкой, обеспечением информационной безопасности в сфере электронной коммуникации и обеспечением информационно-технологической безопасности государственных ведомств и учреждений.
Президент Маргвелашвили 20 марта уже второй раз использовал вето в связи с законопроектом, который связан с тайным прослушиванием.
В 2014 году Парламент принял поддержанный правительством законодательный пакет, связанный с тайным прослушиванием, который тогда сохранил за МВД рычаги прямого доступа к средствам коммуникации. В ноябре того же года президент наложил вето на законопроект, которое было преодолено тогдашним Парламентом.
14 апреля прошлого года Конституционный суд Грузии объявил неконституционными те нормы, которые предоставляли возможность Службе государственной безопасности осуществления прослушивания путем прямого доступа к серверам сотовой телефонной связи, также копирования идентификационных данных и их хранения на двухлетний срок. КСГ предоставил законодателям срок до 31 марта 2017 года изменения действующих норм и институционального и технического обеспечения системы, вводимой по новым правилам.
В январе 2017 года в Парламенте была создана специальная рабочая группа для приведения законодательных норм о тайном прослушивании в соответствии с решением Конституционного суда. 1 марта 2017 года депутаты приняли новый законопроект.