The Debunker: Попытка Лаврова переписать заново советскую историю
Сергей Лавров в Сочи, 16 октября 2017. Фото: МИД России
The Debunker это новый продукт Civil Georgia, целью которого является выявление дезинформации о Грузии и ее оккупированных регионах и предоставление обществу объективного анализа.
Наша редакционная группа будет подбирать темы, касающиеся основных вопросов, освещаемых в статьях Civil.ge. Каждый вопрос будет анализироваться в соответствии с приведенными в нем юридическими, концептуальными и техническими фактами, в результате чего читателю будет предоставлен подробный анализ темы.
Заявление
В первой статье мы рассмотрим заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, с которым он выступил 16 октября на 14-м «Всемирном фестивале молодежи и студентов» в Сочи.
Лаврову задали вопрос о возможном объединении Южной Осетии и Северной Осетии, на что он ответил:
«В Советском Союзе, как вы знаете, такое уже было. Была единая Осетия и потом волевым решением ее разъединили на две части. Тогда много чего передавали из одной республики в другую, в том числе и Крым, не особо заботясь о соблюдении советской Конституции».
Этим заявлением Сергей Лавров утверждает, что якобы на определенном этапе советского периода в составе России существовала «единая Осетия», а ее южная часть – Цхинвальский регион — был передан Грузии.
Анализ
Территория Цхинвальского региона/Южной Осетии исторически всегда была частью Грузии (в составе Грузинского царства, царства Картли, Тифлисской губернии Российской империи, а в 1918-1921 годах – в составе Грузинской Демократической Республики).
Грузинская ССР, 1922. Фото: Национальный архив Грузии
В феврале-марте 1921 года, в результате войны между Советской Россией и Грузинской Демократической Республикой, Цхинвальский регион вместе с остальной Грузией был оккупирован Красной Армией. Грузия была объявлена Советской Социалистической Республикой, а в апреле 1922 года Южная Осетия была сформирована в качестве автономной области в ее составе и оставалась таковой до конца советского периода.
Мы решили перепроверить вопрос о статусе Южной Осетии в советских документах, в частности, в Конституции Советского Союза (СССР) разных времен.
Первая Советская Конституция, которая была принята в 1924 году, не содержала подробных положений об административных единицах внутри «республик» в составе СССР. В то время статус автономных территориальных единиц регулировался конституциями самих «республик».
В первой Конституции Советской Грузии, которая была принята в марте 1922 года, спустя год после оккупации страны российской большевистской армией, четко было указано, что «автономная область Южная Осетия» является частью Советской Социалистической Республики Грузии (статья 1 Конституции).
Это же положение было повторено и во второй Конституции Советской Грузии, которая была принята в 1927 году (статья 9 Конституции).
Грузинская ССР, 1939. Фото: Национальный архив Грузии
В отличие от первой Конституции СССР, в конституциях Советского Союза 1936 и 1977 годов статус административных единиц, входящих в состав «республик», был определен непосредственно.
Согласно статье 25 Конституции СССР 1936 года, Южная Осетия входила в состав Грузии. В то же время, текст статьи 25 не был изменен ни одной конституционной поправкой, которые были осуществлены до 1977 года (до принятия новой Конституции СССР).
В статье 87 новой Конституции СССР 1977 года также говорится, что «В Грузинской Советской Социалистической Республике состоит Юго-Осетинская автономная область». Как и в Конституции 1936 года, так и в Конституции 1977 года, несмотря на принятые множественные поправки, ни одно положение, связанное с Южной Осетией, не было изменено, в том числе теми конституционными поправками, которые были приняты за год до распада Советского Союза в декабре 1990 года.
Заключение
Никакой «единой Осетии» в составе Северной Осетии и Цхинвальского региона/Южной Осетии не существовало ни во время Советского Союза, и ни в каком-либо другом историческом периоде.
Следовательно, заявление Сергея Лаврова полностью лишено каких-либо фактических оснований и прямо противоречит всем историческим фактам о статусе Южной Осетии в составе СССР, включая все советские правовые документы, касающиеся Южной Осетии.