Маргвелашвили отвечает на критику в отношении практики помилования

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили принял решение временно прекратить помилование осужденных за насильственные преступления, чему предшествовало политическое давление в связи с практикой помилования, осуществляемой президентом.

Критические заявления прозвучали на прошлой неделе после того, как заместитель министра внутренних дел Натиа Мезвришвили подтвердила, что Вепхия Бакрадзе, который подозревается в убийстве 25-летней женщины, его падчерицы, в Тбилиси 13 апреля, был помилован год назад президентом.

«Министерство продолжит проводить строгую политику в отношении каждого факта насилия, но эффективное осуществление этой политики будет невозможно, если строгая политика не будет проводиться всеми соответствующими государственными ведомствами», — заявила Мезвришвили.

Критика обострилась после того, как представитель Министерства по вопросам исполнения наказания Александр Дарахвелидзе подтвердил в воскресенье, что Комиссия по досрочному освобождению министерства шесть раз отклонила просьбу о помиловании подозреваемого.

Депутаты правящей Грузинской мечты подвергли критике решение президента Маргвелашвили. Депутат Вано Зардиашвили заявил, что решение президента не подлежит какой-либо логике и что у него может быть и «субъективный интерес».

Две оппозиционные партии, Европейский Союз и Единое национальное движение также подвергли критике решение президента.

Ото Кахидзе от Европейской Грузии подчеркнул, что это решение несовместимо с тем фактом, что президент воздерживается от помилования бывшего министра внутренних дел Вано Мерабишвили. «Очевидно, сегодня для президента другие обстоятельства более важны. Это может быть непотизм, знакомство или какие-нибудь другие интенсивы. Мы, Европейская Грузия, не видим логики в этом его шаге», — заявил он.

Представитель Национального движения Саломе Самадашвили сделала такое же заявление, как и Кахидзе, отметив, что решение президента является «непонятным» на фоне того, когда президент «не использует свое право на помилование, чтобы противостоять режиму политических репрессий, который включен Бидзиной Иванишвили против политических оппонентов».

Президент Маргвелашвили ответил критику на специальном брифинге 16 апреля, и пояснил, что Вепхия Бакрадзе отбывал наказание за два преступления – насилие в семье и аварию в 2014 г.

По словам Маргвелашвили, первая просьба Бакрадзе не была удовлетворена Комиссией по помилованию в июле 2015 года. Однако его вторая просьба была удовлетворена в октябре 2016 года, когда президент сократил вдвое оставшееся время наказания, а семь месяцев спустя, 25 мая 2017 года, он был освобожден из заключения. Если бы не помилование, он покинул бы тюрьму 28 декабря 2017 года.

Президент объяснил, что его решение основывалось на крайне позитивной рекомендации пенитенциарного учреждения, а также «выраженном желании» семьи. Он имел в виду просьбу матери жертвы об освобождении Бакрадзе.

Маргвелашвили также заявил: «мы серьезно воспринимаем как это явление, так и тот факт, что в отношении обвиненного в таком преступлении лица у нас возникла мотивация помилования. Это наглядно иллюстрирует необходимость того, чтобы мы больше углублялись во все процедурные подробности, на основании которых принимаем решения».

«Исходя из этого, мы временно прекращаем издание актов помилования в отношении насильственных преступлений, пока не пройдем консультацию со всеми акторами процесса помилования, которые охватывают не только государственные учреждения, которые дают нам характеристики, но и также те группы, которые специфически работают по вопросам насилия, насилия в отношении женщин», — подчеркнул он.