Конституционный суд Грузии признал неконституционным предоставление льгот ГПЦ
Конституционный суд Грузии признал неконституционными нормы Налогового кодекса Грузии и Закона «О государственной собственности», которые предоставляют Грузинской Православной Церкви налоговые и имущественные льготы по сравнению с другими религиозными объединениями.
Соответствующие иски были внесен в Конституционный суд в октябре 2015 года и в июле 2016 года религиозными объединениями. В обоих случаях интересы истцов защищали Институт толерантности и многообразия и Клиника конституционного права Свободного университета.
Религиозные объединения обжаловали ту норму Налогового кодекса (подпункт «б», части второй статьи 168), согласно которой, строительство, реставрация и роспись храмов и церквей по заказу Патриархии ГПЦ освобождается от НДС.
Религиозные объединения также обжаловали «неравную» норму Закона «О государственной собственности» (пункт 1 статьи 63), согласно которой, государственная собственность может быть передана безвозмездно только Патриархии Грузии.
По сообщению Конституционного суда Грузии, сторона ответчик — Парламент Грузии пояснил, что «легитимной целью оспариваемого положения является признание особой роли Апостольской Автокефальной Православной Церкви Грузии в истории» страны.
Конституционный суд в связи с предоставлением налоговых льгот Патриархии Грузии разъяснил, что «признание особой роли Церкви связано с ее историческим вкладом и не служит созданию привилегированного правового положения православной христианской религии в настоящем времени».
«Исторический вклад нельзя рассматривать, как легитимный источник для льгот, и дифференциация и создание правового преимущественного положения для Церкви не является и не может быть целью Конституции», — заявляет КСГ.
По иску о передаче государственного имущества безвозмездно только Патриархии ГПЦ Конституционный суд постановил, что «признание особой роли Церкви связано с ее историческим вкладом и не служит для созданию привилегированного правового положения православной христианской религии в настоящем времени. В частности, дифференциация и создание преимущественного положения в правовом смысле для Церкви не является самоцелью первого пункта статьи 9 Конституции», которая касается полной свободы убеждений и веры.
В отношении обоих судебных исков Конституционный суд указал, что искоренение дискриминация возможно, как путем полного упразднения обсужденной привилегии, так и путем ее распространения в равной степени на равных по существу лиц. Кроме того, «предоставление определенных прав Церкви не означает, что это препятствует использованию тех же пра другими религиозными организациями».
Решение было принято Конституционным судом 3 июля. Признанные неконституционными нормы будут считаться недействительными с 31 декабря 2018 года.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)