НПО отказались возглавить процесс отбора кандидата на должность председателя ВС
Неправительственные организации Грузии отказались возглавить процесс отбора кандидата на должность председателя Верховного суда. Об этом они заявили 20 августа, после встречи с президентом Георгием Маргвелашвили.
В Администрации президента вчера прошла очередная встреча с представителями НПО по вопросу об отборе кандидатуры на пост председателя ВС, на которой также присутствовал и президент Георгий Маргвелашвили. Перед началом дискуссии президент отметил, что «с точки зрения развития и реформирования суда» необходимо объединить усилия.
«Сегодня я собрал вас для того, чтобы мы смогли договориться по кандидату, который будет с высокой квалификацией, моралью, будет обладать сильной волей, чтобы смог осуществить реформу в этой сложной системе», — заявил президент.
После встречи с представителями НПО, которая продолжалась в течение 1,5 часа за закрытыми дверьми, Гиоргий Маргвелашвили не стал делать комментариев для СМИ. С журналистами беседовал советник президента по правам человека Каха Кожоридзе, по словам которого, принимая во внимание сложную ситуацию в судебной системе, президент в процессе отбора кандидатуры на пост председателя ВС выступил с инициативой «широкой вовлеченности юридической сферы», но «соглашение не было достигнуто».
Руководители НПО также беседовали с журналистами и заявили, что не удалось достичь согласия по формату отбора кандидатуры на пост председателя ВС, который был предложен президентом. В частности, президент попросил их выбрать соответствующего кандидата в результате конкурса.
По заявлению руководителя организации «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури, отбор кандидатуры на пот председателя Верховного суда является прерогативой президента и именно «он должен взять на себя ответственность за того человека, которое будет представлен в Парламент».
По словам руководителя Центра обучения и мониторинга прав человека (EMC) Софо Вердзеули, на встрече президент предложил, чтобы кандидат на пост председателя ВС был отобран группой профессионалов. Но, по ее словам, «учитывая время и другие вопросы», обсуждение этого формата является нецелесообразным. По ее заявлению, неправительственный сектор готов обменяться с президентом мнениями по любому конкретному кандидату в любом формате, но кандидата должен представить сам президент.
Необходимость выдвижения кандидатуры на должность главы ВС со стороны президента подчеркнул также председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Сулхан Саладзе. По его словам, с учетом времени, для обсуждения формата отбора кандидатуры, который был предложен президентом, не остается достаточно времени.
«Принимая во внимание время, я сложно представляю, чтобы реалистичным было то, чтобы столько людей смогли вместе достичь консенсуса», — заявил он. По его словам, «президент обязательно должен назвать кандидата, независимо от того, что тот формат, который президент считал наилучшим, в итоге не был полностью разделен».
На решение НПО откликнулась вице-спикер Парламента, депутат Грузинской мечты Тамар Чугошвили. По ее словам, проблема состоит в целом в процессе консультаций, который с самого начала был «довольно неясным». По ее словам, из-за этого Грузинская мечта сразу отстранилась от этих консультаций. «Мы ждали, и страна нуждается в том, чтобы процесс проходил с большей ответственностью, серьезностью и таким образом, чтобы в этом процессе произошла бы некоторая консолидация… У нас нет высоких ожиданий, что в результате будет представлен наилучший кандидат», — заявила она.
К консультациям с целью отбора кандидатуры на пост председателя ВС Грузии Администрация президента приступила 6 августа. Должность стала вакантной 2 августа после того, как действующий председатель ВС Нино Гвенетадзе ушла в отставку по причине проблем со здоровьем.
По действующей Конституции, кандидата на пост председателя ВС президент должен представить на утверждение в Парламент. А по новой Конституции, которая войдет в силу после того, как новоизбранный президент принесет присягу, выдвижение кандидатуры на пост председателя ВС станет прерогативой Высшего совета юстиции.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)