Вопросы и ответы: «Лаборатория Лугара» и обвинения со стороны МИД России
После того, как Кремль озвучил новые обвинения в отношении биологического исследовательского центра в Тбилиси, учрежденного при финансовой поддержке США, разговоры вокруг исследовательской лаборатории им. Ричарда Лугара, находящейся в подчинении Министерства здравоохранения Грузии, вновь активизировались.
На проведенном 10 октября брифинге пресс-спикер МИД России Мария Захарова заявила: Россия обеспокоена «в отношении американской военной медико-биологической активности «под крышей» лаборатории в Грузии основаны на фактах, которые неоспоримы».
Civil.ge попросил аналитиков оценить обвинения, высказанные Министерством иностраных дел России.
Анна Жвания, первый директор Лаборатории Лугара в 2009-2013 годах, заявляет, что такие обвинения не являются новыми. Она вспоминает, что глава Российского Роспотребнадзора Геннадий Онищенко еще в 2012 году обвинял Грузию в проведении секретных экспериментов, а российские СМИ еще до того, как Лаборатория Лугара начала функционировать в полной мере, публиковали пугающие статьи.
Анна Жвания заявила Civil.ge, что некоторая часть кремлевской пропаганды предназначена только для внутренней аудитории. «Например, большинство их длинных псевдодокументальных фильмов транслируются только российским телевидением и никогда не достигает в полной мере Грузии и всего остального мира», — заявила Жвания и отметила, что Москва намерена играть эмоциями и страхами людей.
По ее словам, лаборатория готова открыть двери ученым и медикам из различных научных и исследовательских учреждений всего мира, принимать встречи и журналистов «чаще, чем это обычно бывает» в подобных учреждениях». Однако, по ее мнению, «необходимо сделать больше для развития сильных партнерских отношений и для того, чтобы превратить Лабораторию Лугара в настоящий центр сотрудничества», где будет реализовано больше международных проектов.
«В настоящее время Грузия находится в реактивном режиме», — заявляет Жвания. Она желает, чтобы центр стал более проактивным и «однозначно гордым и благодарным США и за международную помощь», которая используется для функционирования этого учреждения. Жвания отмечает, что России «всегда нравилось сеять страх и дестабилизацию в грузинском обществе», но заявляет, что мишень нападок России находится «за пределами Грузии».
Как и некоторые грузинские аналитические институты и обозреватели, Жвания также считает, что российская пропагандистская атака против Центра Лугара является частью тех усилий, которые направлены на перенесение внутреннего и международного внимания с российского следа по делу отравления бывшего офицера российской Военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери.
Тина Хидашели: Бывший министр обороны Грузии считает, что, активизируя тему Лаборатории Лугара, мишенью Россия одновременно выбрала Грузию и США. Она уверена, что обвиняя две страны в «биологическо-химической и вирусной катастрофе», Россия пытается представить США в качестве стороны, которая с помощью страны сателлита способна на все и «использует людей в качестве экспериментального материала», и подчеркивает, что это партнерство в действительности являются отношениями между «хозяином и крепостным», где хозяин (США) для продвижения своих интересов занимается полной, в том числе, смертельной эксплуатацией своего «крепостного» (Грузии).
Хидашели заявила в беседе с Civil.ge, что власти Грузии должны более активно разговаривать с населением по данному вопросу, что «полезно для страны, полезно для развития». Она поясняет, что из-за отсутствия такой коммуникации «значительная часть населения Грузии узнала о Лаборатории Лугара именно сейчас», после озвученных Россией обвинений.
По словам Хидашели, наряду с программой Элиминации гепатита С, это именно ттот важный вопрос, который играет важнейшую роль для «успеха» и «если хотим добиться полноценного и более фундаментального поворота населения в сторону Запада, необходимо говорить с населением именно о таких благах».
По словам бывшего министра обороны, «там, где нет достаточной и убедительной информации, дезинформация легко осваивается». По ее словам, такие пустоты создает власть «минимально демонстрируя роль, вклад и достижения Запада».
Тамар Кинцурашвили: Исполнительный директор Фонда развития медиа согласна с тем, что у правительства нет достаточной коммуникации с населением и заявляет, что в этом отношении почти ничего не было сделано. По ее оценке, представители власти проявляют «инертность» в борьбе с кремлевской пропагандой.
«С поводом, лишь бы не раздражать Россию, власти на болезненные для них тем часто воздерживаются от выражения позиции и эта проблема накапливалась в течение многих лет, поэтому и возникли подозрения в обществе, а с другой стороны, Россия получила повод для того, что вести агрессивную политику и делать заявления на эту тему», — заявила Тамар Кинцурашвили Civil.ge.
Он считает, что цель Кремля — сеять страх среди населения Грузии, то, что угрозы она сама создает, а потом «в качестве единственной силы для борьбы с этими угрозами предлагает себя». По ее убеждению, активировав тему Лугара, Кремль пытается отвести внимание от темы отравления Скрипалей и доказать, что «людей не Россия отравляет, а Америка и Запад заняты этим делом».
Шота Утиашвили: старший научный сотрудник Фонда Рондели считает, что используя тему Лаборатории Лугара, Россия пытается перенести внимание с вопроса Скрипалей.
Утиашвили считает, что правительство Грузии всегда было открыто по вопросу этой лаборатории, и сама Россия прекрасно знает, что там происходит.
Утиашвили приветствовал предстоящий визит международных био-экспертов в лабораторию 14-15 ноября и отметил: «не думаю, что Грузия должна сделать что-то больше, чтобы доказать, что она не производит никаких биологических и химических программ в этой лаборатории не запускается».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)