Скандал вокруг записей Субелиани — подведение итогов

Серия скрытых аудиозаписей, сделанных в тюрьме, в которых фигурирует бывший сотрудник Прокуратуры Мирза Субелиани, переросла в серьезный скандал, что негативно повлияло на президентскую кампанию и показала ряд недостатков в управлении Грузинской мечты.

Ниже приведен обзор развивавшихся до сегодняшнего дня событий.

Аудиозаписи

Аудиозаписи, которые содержат разговоры между находящимся в заключении Мирзой Субелиани и депутатом Парламента от Грузинской мечты Виктором Джапаридзе, были сделано скрытно. Согласно копиям разрешений, полученных агентством «Либерали», председатель Парламента Ираклий Кобахидзе выдал депутату Джапаридзе разрешения посетить в Субелиани в тюрьме 6 июля, 20 июля, 10 июля, 10 сентября, 11 октября и 14 октября этого года.

Кто опубликовали скрытые записи?

Аудиозаписи впервые были опубликованы телекомпанией «Рустави-2».

  • 14 октября телекомпания опубликовала аудиозапись, которая длиться около одного часа, и которая предположительно была сделана 11 октября.
  • 16 октября Генеральная прокуратура также опубликовала скрытую запись, которая, по информации Прокуратуры, была сделана 6 июля.
  • 17 октября «Рустави-2» опубликовала еще одну запись, которая сделана, предположительно, в сентябре или в начале октября. В записи участники беседы также упоминают дело Зазы Окуашвили.

Почему важны записи?

Записи оказались в центре политической повестки дня, так как Мирза Субелиани, похоже, связан с недавними нашумевшими делами. Влияния Субелиани, который в прокуратуре занимал должность заместителя председателя Департамента человеческих ресурсов, очевидно, выходили за пределы его официальных полномочий.

Субелиани был задержан 9 июня 2018 года. Его задержанию предшествовали решение суда по делу о двух несовершеннолетних, убитых на улице Хорава в Тбилиси в декабре прошлого года, и массовые акции протеста общества, последовавшие за решением суда.

По делу убийства на улице Хорава были задержаны двое несовершеннолетних, однако в убийстве одного из подростков – Давида Саралидзе суд оправдал обоих задержанных и не смог установить личность убийцы. Решение суда укрепило подозрения семьи Саралидзе, которая считала, что Прокуратура вскрыла ряд деталей преступления.

Сын Субелиани, а также их близкий родственник Михаил Каландия, который является главным свидетелем по делу, участвовали в драке между подростками на улице Хорава. Из-за этого семья Саралидзе считает, что Субелиани, как сотрудник Прокуратуры, использовал свои связи для защиты убийц.

Субелиани был задержан по обвинению о неоповещении о преступлении. Отец жертвы Заза Саралидзе заявляет, что это было нежелательной уступкой со стороны правительства, чтобы успокоить тысячи грузин, которые вышли на улицу, чтобы выразить солидарность Саралидзе.

Верхушка айсберга?

Опубликованные телекомпанией «Рустави-2» 14 октября аудиозаписи показывают, что участие Субелиани в деле убийства на улице Хорава не было случайным, и он, фактически, был главным «мировым судьей» власти в сложных делах.

Субелиани утверждает, что его задержание было подготовлено властями заранее, чтобы ослабит заряд акций протеста, проходивших на проспекте Руставели. Он также говорит, что соглашение о сокращении ему ожидаемого срока было согласовано непосредственно с представителями власти, а именно с министром внутренних дел Георгием Гахария.

С этой же записи Субелиани утверждает, что он помогал прокуратуре и официальным лицам в нескольких других громких делах. К ним относятся: предполагаемый вывод экс-премьер-министра Вано Мерабишвили из камеры заключения, дело отставного полковника Серго Тетрадзе, спецоперация в Навтлуги 2006 года и тюремный бунт 2006 года. По словам Субелиани, он и его сообщники принуждали свидетелей, в том числе, и с применением пыток, давать показания по этим делам.

Субелиани заявляет, что его услугами пользовались несколько официальных лиц, в том числе, советник премьер-министра Мамуки Бахтадзе, бывший министр по вопросам исполнения наказания Созар Субари, а также бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили и три бывших главных прокурора – Арчил Кбилашвили, Отар Парцхаладзе и Ираклий Шотадзе.

Почему говорил Мирза Субелиани?

В первой записи, опубликованной телекомпанией «Рустави-2», Субелиани попросил депутата Джапаридзе сыграть роль посредника между ним и министром внутренних дел Гахария. Очевидно, Субелиани был недоволен затягиванием судебного процесса по его делу и заявлениями некоторых чиновников, которые или не поддерживали его или давали показания, отличающиеся от его официальной версии по делу об убийстве на улице Хорава.

Субелиани был зол особенно на прокурора по делу Михаила Шакулашвили, который в показаниях парламентской Следственной комиссии 23 июля отметил, что он вскоре после убийства двух подростков на улице Хорива встретился Субелиани. В сам Субелиани в своих показаниях, которые он давал днем ранее, отрицал, что такая встреча имела место.

Субелиани опасается, что это может быть трюком, придуманным властями для того, чтобы выдвинуть ему дополнительные обвинения, что, по его словам, противоречит предварительному соглашению с властями.

В аудиозаписи Субелиани утверждает, что он может шантажировать официальных лиц, но воздерживается от этого, потому что он «не способен на это». Он также отметил, что он обладает у доказательствами в объеме нескольких «терабайтов» по незаконным сделкам, которые он может опубликовать. Он попросил депутата Джапаридзе передать министру ВД Георгию Гахария его недовольство и желание ускорить судебный процесс по его делу.

Депутат Джапаридзе подтвердил, что беседовал с Мирзой Субелиани и пояснил, что он посетил заключенного в тюрьме в качестве депутата Парламента. «Я не посчитал разговоры Мирзы серьезными, поэтому никак не отреагировал», — заявил он.

Что говорит Прокуратура?

Прокуратура заявляет, что «по одной из версий следствия, мы можем иметь дело с попыткой обвиняемого Мирзы Субелиани, путем угрозы опубликования ложных, им же выдуманных преступных фактов, оказать влияние на окончательный результат его уголовного дела».

15 октября прокуратура заявила, что «на основании первичного анализа, следствие интенсивно рассматривает версию организации бесед с конкретным содержанием группой лиц для их дальнейшего их распространения».

Для упрочнения собственной версии Прокуратура 16 октября опубликовала сделанную, предположительно, 6 июля запись, которая, по заявлению прокуратуры, была записана на карте памяти сотрудника тюрьмы. По информации прокуратуры, опубликованные записи былит получены от сотрудника Пенитенциарной системы путем угроз и шантажа.

В записи, опубликованной прокуратурой, Субелиани говорит депутату Джапаридзе, что власти предали его и путем политического давления со стороны следствия пытаются отягчить его вину.

Субелиани также сказал собеседнику, что с целью давления на власть он готов оказать даже ложь на сенситивные темы. Он перечислил все случаи, которые упомянуты в первой записи, опубликованной «Рустави-2», и говорит, что у него нет никаких компроматов, но готов лгать, чтобы навредить правящей команде.

Попытка самоубийства

16 октября Специальная пенитенциарная служба сообщила, что 15 октября Мирза Субелиани попыталась покончить с собой в своей камере. Заявление Пенитенциарной службы последовало за брифингом, состоявшимся в Главной прокуратуре в тот же день, на котором, с учетом «высокого общественного интереса» была опубликована скрытая запись беседы депутата Джапаридзе с Субелиани. Позже адвокаты заявили, что Субелиани находился в состоянии стресса после попытки самоубийства.

«Рустави-2» обнаружила нестыковки в записях Прокуратуры

Генеральный директор телекомпании «Рустави-2» Ника Гварамия заявляет, что опубликованные прокуратурой 16 октября записи поставлены и он предполагает, что эти записи были сделаны 14 октября, когда депутат Джапаридзе посетил Субелиани после того, как «Рустави-2» распространила анонс о предстоящей публикации скрытых записей из тюрьмы.

Гварамия отмечает, реакция депутата Джапаридзе на опубликованные «Рустави-2» 14 октября записи была неадекватной, так как он уже знал, что заявления Субелиани являются ложными (по версии записи, которая была опубликована прокуратурой, Субелиани еще в июле сказал Джапаридзе, что собирался лгать).

Директор «Рустави-2» также отметил, что в опубликованной прокуратурой записи Субелиани говорит о деле убийства несовершеннолетних и заявляет, что у него есть информация о «происходящих на проспекте Руставели событиях». Исходя из контекста, Субелиани имел в виду акции протеста в знак солидарности Зазе Саралидзе. Однако, проходившие первоначально массовые акции завершились 11 июня, а по заявлению прокуратуры, запись была сделана в июле.

Гварамия также подчеркивает несоответствия в манере разговора участников беседы и в отличие от первой записи, он акцентирует внимание на неестественной интонации беседующих, монотонном разговоре, как при прочтении написанного текста, и излишнем использовании формального языка, что не наблюдается в записях «Рустави-2». Гварамия подозревает, что участники беседы читали написанный текст и знали, что их беседа записывается.

Новая запись

В новой скрытой аудиозаписи, которая была опубликована телекомпанией «Рустави-2» уже 17 октября, Субелиани заявляет, что за два дня до его задержания он встретился с тогдашним министром по вопросам исполнения наказания Кахи Кахишвили, чтобы сказать ему, что он готов сесть в тюрьму.

Субелиани добавляет, что если во время нахождения в тюрьме его не обеспечат соответствующими условиями, он пригрозил министру опубликовать сделанные в 2012 году скрытые записи.

В записи Субелиани повторяет, что он обладает доказательствами по многим другим незаконным сделкам и заявляет, что ему предложили два 2 миллиона лари в обмен на распространение этих материалов. По его словам, что он дал слово Созару Субари, что не опубликует эти материалы и это условие будет выполнять только до истечения срока его заключения. А после того, как покинет тюрьму, он будет действовать в соответствии с событиями.

По словам Субелиани, у него есть два варианта: «Или кокнуть Мишу» (предположительно, он имел в виду экс-президента Михаила Саакашвили), или «войти с ними в сделку». По его словам, он не собирается входить в сделку — «меня не привлекают его предложения». Субелиани также говорит о первом варианте и заявляет, что готов «кокнуть» Мишу и для подготовки этого ему потребуется «три-четыре месяца».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)