Джонатан Кац: Важно, чтобы перед вторым туром насилие не имело место
Ана Каландадзе из Грузинской редакции Голоса Америки побеседовала с аналитиком Фонда Маршала Германии Джонатаном Кацом о президентских выборах в Грузии и предстоящем втором туре выборов.
Во время первого тура президентских выборов было много нарушений и насилия. Однако международные наблюдатели отметили, что они были админситрированы профессионально, что еще больше увеличивает показатель грузинской демократии в будущем. Какова ваша оценка и что нужно сделать для укрепления демократических достижений страны, в случае наличия таковых?
Да, нарушения действительно имели место. Все это зафиксировали местные и международные наблюдатели. В целом, выборы показали, что у политических партий есть хорошая возможность соревноваться, но конкуренция часто развивается в неравных условиях, что связано с недостатком независимых СМИ и недостатком доступа к официальным ресурсам для развития кампании. Выборы — лишь один показатель грузинской демократии. В последний период у Грузии было несколько циклов выборов, которые наблюдатели оценили как удовлетворительные. Но то, что сейчас нужно Грузии на пути евроатлантической интеграции, это больше реформ — судебная и другие реформы, которые требует Евросоюз и что нужно самой Грузии на пути евроатлантической интеграции. У Грузии, как и у других молодых демократий, есть много подобных вызовов. Ее прогресс и развитие важны не только для Грузии, но и для США, ЕС и НАТО для поддержки этого переходного этапа и полной интеграции. Для Грузии важно делать это, и важно также, чтобы партнеры были вместе с ней в этом процессе.
Что бы вы пожелали ко второму туру президентских выборов и что нужно сделать, чтобы избежать таких ошибок?
Отсутствие насилия перед вторым туром имеет огромное значение. Правительство обещало, что выборы будут свободными, справедливыми и прозрачными. Любое проявление насилия неприемлемо. Я верю в правительство и грузинский народ, что эти выборы отразят подлинное желание народа. Случай насилия должен представлять собой предмет беспокойства для правительства, народа и гражданского общества. Для Грузии важно, чтобы второй тур прошел в соответствии с международными стандартами.
Какую роль вы возлагаете на гражданское общество в деле развития страны, и что вы скажете об угрозах в адрес его лидеров и об их деятельности?
Политическая среда Грузии динамична. В дискурсе о будущем страны присутствуют различные партийные голоса. Опросы избирателей также подчеркивают евроатлантическое будущее. Но народ непосредственно обеспокоен экономическими трудностями. Россия также сыграла определенную роль в дискурсе в Грузии. Для нас важно видеть, чтобы гражданское общество в стране воспринималось в качестве партнера и что мы слышали за последнее время, чтобы его никогда не встречали угрозами. Для меня, как для исследователя Грузии, сильный гражданский сектор имеет огромное значение для интеграции и прогресса страны.
Результаты выборов показали двустороннюю поляризацию и радикальные различия в обществе. Как должны поступать избиратели в период до второго тура?
Полномочия президента в Грузии еще более ограничены. Я думаю, что кандидаты представляли различные политические фракции. Присутствие женщины на руководящих позициях везде критично, но грузины сами должны решить, кого они изберут. Международное содружество должно призвать правительство, обеспечить равные условия для всех, и это все еще является вызовом в Грузии, с учетом доступа к СМИ и ресурсам, необходимым для проведения кампании. Надеюсь, что будет проведен такой второй тур, которым будут гордиться все грузины и который поддержит международное содружество.
Какая ответственность возлагается на власть и гражданское общество в определении того тона, который сопровождает весь процесс?
Роль власти важна в деле обеспечения свободных, справедливых и прозрачных условий в предвыборный период и после выборов, что обеспечивает прогресс грузин. Правительство, которое обладает конституционным большинством, должно действовать ответственно, вовлечь в процесс оппозицию и гражданское общество, без которого Грузия не сможет продвигаться вперед по евроатлантическому пути. Исключение гражданского общества из процесса не будет позитивным для Грузии, и это фактически повредит ей.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)