Неделя в Грузии 25 ноября — 1 декабря

Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
М.Ю. Лермонтов

Прошедшую неделю Грузия полностью жила выборами, а точнее — ожиданием их окончания, так-как затянувшаяся на два тура кампания изрядно измотала нервы и участникам, и прильнувшим к телеэкранам гражданам.

Решение о назначении второго тура президентских выборов не, как обычно, в воскресенье, а на середину недели, вызвало негодования со стороны оппозиции и НПО, немало было критики также из зарубежа, однако выборы в среду все-таки прошли в более-менее мирной обстановке, как об этом и поведали в последующем международные наблюдатели. Однако спокойствие это было поверхностым.

Страх и трепет

Первый тур оспаривали 25 кандидатов, и выбор у граждан был может и не первой свежести, но всё-же нехилый. А вот во втором туре схлестнулись Гибелины и Гвельфы местой политики — правящая Грузинская Мечта под патронажем Главного Олигарха Республики г-на Иванишвили, и экс-правящее Единое Национальное Движение под предводительством г-на Саакашвили (в изгнании).

Аватарами взаимоненавидящей двойки выступали, соответственно, г-жа Саломэ Зурабишвили, кандидат французского разлива, и г-н Григорий Вашадзе, грузин разлива МИДовского (того-еще). Для справедливости нужно сказать, что г-н Вашадзе хотя и оставался в канве партии, все-же не боялся отмежеваться от назойливого Саакашвили когда того окровенно несло, и тем снискал немалое уважение центристов, или никогошников, как их называют в Тбилиси.

А вот с госпожой Зурабишвили во втором туре творилось неладное. После проваленного первого тура — оне опередила Вашадзе с перевесом всего в 14 тысяч голосов — партия (то бишь г-н Иванишвили) решила, что кандидат не оправдала возложенного на нее высокого доверия. Зурабишвили с гонки просто «ушли» — на билбордах и рекламах появились лидеры «Мечты» и сам Олигарх. Зурабишвили избегала бесед с представителями СМИ и почти не общалась напрямую с избирателями.

Главной тактикой второго тура для правящей партии стало устрашение избирателей «ужасами» Нац.движения, которых уже официально стали величать то Нацистами, а то и Фашистами. Иванишвили призвал, как он сам выразился, старую гвардию — радикалов, которые помогли ему прийти к власти, но потом оказались не слишком фотогеничными для западного потребления. В партнёры был привлечен «Альянс патриотов» — партия националистического толка, которая протесалась в Парламент со своими пятью депутатами, как говорили злые языки, не без помощи Иванишвили.

Как раз «Альянс патриотов», который официально величает себя «оппозицией», 25 ноября и провел широкомасштабную акцию в поддержку проправительственного кандидата в президенты, Саломе Зурабишвили.

В свою очередь Вашадзе заручился поддержкой из Европы. Президент ЕНП Джозеф Дол от имени своей партии выразил поддержку Вашадзе и говорил об озабоченности международного содружества по поводу звучавших за прошедшие дни обвинений в адрес властей Грузии о готовящейся фальсификации выборов. Тем временем, расквартированные в Афганистане грузинские военные приняли участие во втором туре, и как оказалось позже, после подсчета голосов, победу среди военных одержал Вашадзе.

За день до выборов грузинские НПО выразили обеспокоенность в связи с резкой поляризацией СМИ и повальном формировании новых движений, целью которых была агитация против кандидата от оппозиции и мобилизация избирателей в поддержку Зурабишвили. Чтобы мобилизация состоялась по-военному строго, в ход пошли закалённые партийными баталиями (причём оказывающиеся, как правило, на стороне победителей) кадры.

Пополнился состав так называемых «координаторов» — обычно это были дамы «бальзаковского возраста» с замашками и настырностью начальника ЖЭКа, которые зазывали — а часто и заталкивали — пассивных избирателей на участки — но вот теперь к ним примкнула уличная шпана и воровской молодняк — для пущей убедительности. Со списками избирателей на руках, они выталкивали на улицу мешкавшыхся бедолаг, а уже пришедших сторонников — фиксировали.

В ответ на распространяемые активистами и сторонниками правящей партии слухи о том, что в случае победы Вашадзе Михаил Саакашвили на второй же день вернется в страну и попытается захватить власть, Саакашвили заявил, что не собирается занимать какую-либо должность, если Вашадзе победит.  Не совсем убедительно.

День победы

День голосования, среда, 28 ноября, был объявлен выходным днем, и вопреки этому спорному решению ЦИК, как оказалось, явка избирателей была намного выше, чем во время первого тура. В течение дня сообщений о каких-либо существенных беспорядках не было, хотя и поступали сообщения о том, что отряды полиции и спецназа готовились к чему-то, что было не совсем понятно, так как сами правоохранители не отвечали на вопросы журналистов, а правительство заявляло, что это обычная готовность в такой день, «на всякий случай».

Оппозиция в течение дня заявляла о «тотальных нарушениях», а власти и проправительственные СМИ утверждали, что выборы проходят спокойно и особых эксцессов не наблюдается.

В 8 часов вечера экзит-полы провозгласили победу Саломе Зурабишвили во втором туре президентских выборов.  Оказалось, что она чуть ли не удвоила число сторонников, а значит, почти все новые избиратели голосовали именно за неё.  По последним данным ЦИК, Зурабишвили победила почти во всех округах в Грузии, проиграла в Афганистане и за рубежом.

Лидеры правящей партии поздравили ее с победой, а Зурабишвили поблагодарила сторонников за поддержку и заявила, что теперь страна должна успокоиться.

На второй день после выборов свои оценки представили местные НПО и международные наблюдатели, по заявлению в которых, в целом, избирательный процесс был конкурентным, хотя с некоторыми существенными нарушениями, которые не должны повториться никогда, как, например, факты предполагаемой фальсификации, подкупа избирателей и угрозы.

Международные наблюдательские миссии также особенно подчеркнули предвыборное и широко разрекламированное решение властей о погашении долгов 600 000 граждан, (средствами благотворительного Фонда — не поверите! — того-же Иванишвили) что, по заявлению наблюдателей, может быть расценено, как массовый подкуп избирателя.

А Президент-то, ненастоящий?

Оппозиционное Объединение «Сила в единстве», кандидат от которой Григол Вашадзе, по данным ЦИК, получил 40,48% голосов по итогам второго тура, заявило, что не признает результаты выборов и планирует провести акцию протеста 2 декабря в центре Тбилиси. Позже представители Европейской Грузии, отколовшейся от ЕНД партии, которые во втором туре активно поддерживали кандидатуру Вашадзе, выразили солидарность намеченной акции, но помогать в ее организации отказались.

Саломе Зурабишвили, которая избегала контактов с журналистами на протяжении всей избирательной кампании, на второй же день после выборов дала интервью сразу нескольким телеканалам, которым рассказала о своих приоритетах на должности президента.

На следующий день, 30 ноября глава правительства Мамука Бахтадзе назвал прошедшие выборы «победой демократии» в Грузии и предупредил оппозицию, что власти не допустят дестабилизации в стране.

Иностранные лидеры поздравили Зурабишвили с победой, а Москва заявила, что для нее ничего не меняется в отношении Грузии. Несмотря на зарегистрированные пробелы и отдельные перегибы на местах, западные лидеры и без того подтопленную лодку грузинской демократии раскачивать, видимо, не собираются. Игра свечей не стоит — Президент в парламентской системе фигура второстепенная.

Между тем, Сухуми и Цхинвали особых эмоций в связи с происходящим в Грузии не выражали. Сухумские власти заявили, что альтернативы у независимости Абхазии нет, а в Цхинвали отметили, что прошедшие в Грузии выборы – это внутреннее дело Грузии.

На том и порешили.

Как будут развиваться события на следуюшей неделе — увидим вместе.