Неделя 2-9 февраля

Политические страсти в Грузии не стихают. И хотя события по-прежнему развиваются вокруг только двух «политических центров», а проще говоря, двух лидеров, скучно не бывает.

На прошлой неделе Парламент страны возобновил свою работу весенней сессией в Тбилиси. Это стало первым заседанием в столице после того, как с 21 октября 2012 года Парламент начал свою работу в Кутаиси в соответствии с новыми конституционными нормами и работал там в течение шести лет. Перед началом работы в Тбилиси, делегация депутатов законодательного органа побывала в Вашингтоне, где провела ряд встреч с американскими коллегами, которые, в свою очередь, подтвердили поддержку Грузии и призвали правящую партию к сотрудничеству с оппозицией.

В то же время, правящая партия Грузинская мечта решила, что настала пора бороться с «несправедливой и неприемлемой дискредитацией» судебной власти в стране и призвала политические силы и НПО, не участвовать в «нездоровом политическом противостоянии» вокруг вопросов, касающихся суда и содействовать ориентированной на результат дискуссии.

В связи с этим, группа НПО и гражданских активистов посчитала, что власти вошли в альянс с существующим в судебной системе кланом. По заявлению инициативной группы НПО, вместо того, чтобы разделить протест общества, Политсовет правящей партии принял 5 февраля резолюцию, в которой «нападает на тех, кто желает оздоровления системы» и обвиняет их в их связях с Национальным движением. А это на том фоне, когда «сами выражают поддержку и доверие созданному и царившему в суде во время Национального движения клану».

В то же время, должность председателя парламентского Юридического комитета, которая стала вакантной в конце прошлого года в связи с событиями вокруг списка кандидатов в судьи Верховного суда, когда депутат Эка Беселия ушла в отставку с этой должности, была заполнена на первом же заседании законодательного органа в Тбилиси и ее занял депутат Анри Оханашвили, который считается представителем группы, противостоящей группе Эки Беселия.

Одним из примечательных событий на прошлой неделе было освобождение под залог нескольких граждан Украины, которые были задержаны в начале декабря в Тбилиси по обвинению в незаконном хранении оружия. По времени их задержание совпало с развивавшимися в Грузии событиями после президентских выборов, в результате которых победила поддерживаемая Грузинской мечтой Саломе Зурабишвили, а Объединенная оппозиция не признавала этих результатов и планировала бороться за отмену этих результатов, а также с требованием назначения досрочных парламентских выборов. При задержании украинских граждан власти Грузии тогда намекали на то, что якобы они планировали присоединиться к активностям оппозиции в столице.

На прошедшей неделе, как обычно, происходили мелкие инциденты у линии оккупации Цхинвальского региона. Накануне встречи в Эргнети в рамках Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ), имел место очередной инцидент с похищением местного жителя, которым на этот раз оказался местный священник протоиерей Давид Дурглишвили, которого, по сообщениям, т.н. «пограничники» оккупационного режима задержали на своем земельном участке, хотя спустя пару дней, еще до начала встречи в Эргнети, священника освободили. А на заседании МПРИ главной темой обсуждения, по сообщению грузинской стороны, был вопрос о строительстве наблюдательной вышки около села Хурвалети, в связи с чем Тбилиси выразил свой протест еще до встречи. Само заседание в Эргнети, по заявлению МНЕС, прошло «в профессиональной среде», а осетинская сторона по окончании встречи попыталась принизить значение строительства вышки, заявив о «гражданском назначении» этого объекта.

Еще два события, связанные с оккупированными регионами, привлекли внимание общественности на прошлой неделе. Первое было то, что абхазская сторона открыла т.н. пропускной пункт через реку Ингури, который использует для перехода через линию оккупации на территорию остальной Грузии население прилегающих территорий, хотя как позднее сообщалось, снятие этого ограничения было временным.

А вторым событием стало объявление готовности Швейцарии к реализации российско-грузинского таможенного соглашения, в котором она выступает как посредник и исполняющая сторона. За заявлением швейцарской стороны последовали определенные спекуляции в российских СМИ, которые указывали на то, что начало реализации указанного соглашения будет означать признание Грузией в определенной степени суверенитета оккупированных регионов, однако Тбилиси поспешил опровергнуть эти сообщения, а т.н. послу РФ в Абхазии, в свою очередь, пришлось успокаивать абхазов, что «соглашение не затрагивает третьи стороны, то есть имеется в виду Абхазию и Южную Осетию. Речь идет лишь о территориях Грузии и Российской Федерации, где предполагается установить таможенные посты, которые вели бы мониторинг передвижения товаров, следующих из России в направлении Грузии и из Грузии в Россию». Из всего этого пока не совсем ясно, что и как будет происходить с этими торговыми коридорами, но очевидно, что заинтересованные стороны неравнодушны к этому вопросу и попытаются отстаивать свои позиции.

Кроме всего прочего, важным событием прошлой недели также можно назвать решение OPIC об осуществлении инвестиций в строительство нового морского терминала в Поти на Черноморском побережье Грузии. В СМИ прозвучали предположения, что это решение может быть направлено в определенной степени против проекта глубоководного порта в Анаклия, у руководителей которого возникли некоторые проблемы с властями страны, однако также было опубликовано заявление исполняющего директора OPIC о том, что корпорация, в свою очередь, также изучает возможности инвестирования в порт Анаклия.

В эти же дни был опубликован ежегодный доклад Freedom House, согласно которому, Грузия остается в числе «частично свободных» стран.