Грузия в докладе США по правам человека за 2018 г.

Обвинения в необоснованном убийстве силами безопасности, произвольные задержания на линии оккупации, безнаказанность преступлений, совершенных правоохранителями и угрозы, высказанные против ЛГБТ общества перечислены в перечне тех основных проблем, которые согласно ежегодному докладу по правам человека Государственного департамента США, имели место в Грузии в 2018 году.

Расписанный на 47 страницах доклад, который был опубликован Государственным департаментом США 13 марта, отражает события 2018 года и опирается, в основном, на информацию СМИ, а также информацию, предоставленную Народным защитником Грузии и местными НПО.

Согласно докладу, в 2018 году власти Грузии предприняли определенные шаги для расследования обвинений о нарушениях прав человека, но недостатки все равно оставались. В числе таких недостатков в документе упоминается «недостаток подотчетности» относительно похищения азербайджанского журналиста и активиста Афгана Мухтарлы из Грузии в мае 2017 года и его передачи в Азербайджан.

«Власти приостановили расследование по делу о предполагаемом похищении Афгана Мухтарлы официальными лицами в мае 2017 года. По-прежнему сохраняются опасения в связи с тем, что власти Грузии также участвовали в исчезновении Мухтарлы из Тбилиси и его задержании азербайджанскими властями на границе с Грузией», — говорится в документе.

Доклад также отмечает, что, хотя гражданские власти сохраняли эффективный контроль над Министерством обороны, «существовали определенные признаки того, что иногда они не осуществляли эффективного контроля» в отношении Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности.

Согласно докладу, эффективность механизмов власти по расследованию и наказанию правоохранителей и представителей сил безопасности за злоупотребления властью, «ограничены» и что опасения по этому поводу сохраняются на внутреннем и внешнем уровнях.

Согласно докладу, было одно обвинение в неоправданном убийстве со стороны власти или ее представителя, и как минимум, одна информация о том, что «де-факто власти в оккупированных регионах совершили самовольное или незаконное убийство» — дела Темирлана Мачаликашвили и Арчила Татунашвили.

Что касается судов, в документе говорится об определенных указаниях на вмешательство в независимость и беспристрастность суда, также подчеркивается «озабоченность», высказанная в отношении профессионализма судей и прозрачности принятых ими решений. «Судьи находились под политическим давлением как внутри судебной системы, так извне», — говорится в докладе.

В связи со свободой СМИ в документе говорится, что «независимые СМИ были очень активны и высказывали отличающиеся мнения». Он также отмечает, что закрытие телекомпании «Ибериа» в прошлом году и объединение трех телекомпаний в 2017 году «сократило медиа-плюрализм и увеличило концентрацию медиа-средств в пользу правящей партии».

Согласно докладу, в 2018 году редко имели место преступления против медиа-профессионалов и СМИ, но «сообщалось, как минимум, о трех случаях такого насилия», в том числе, один из них касался ведущего телекомпании «Рустави-2» Георгия Габуния.

В докладе также говорится о политическом насилии, что подотчетность по этим преступлениям по-прежнему остается проблемой, в том числе, называется «ряд нападений на оппозиционных политиков в преддверии второго тура президентских выборов».

Согласно докладу, «де-факто власти оккупированных регионов Абхазии и Южной Осетии» продолжают существенно ограничивать права человека, «особенно права этнических грузин голосовать и участвовать в политических процессах, владеть имуществом, регистрировать бизнес и путешествовать».

Согласно документу, в то время, когда большинство ВПЛ из Абхазии и Цхинвали не получили возможности вернуться в свои дома, те, кто проживает в Абхазии, «не могут пользоваться фундаментальными правами».

В докладе также перечислены и другие проблемы, в том числе, дискриминация на рабочем месте, насилие в семье, гендерное неравенство, языковые препятствия в интеграции этнических меньшинств, а также системное насилие и неадекватное обращение с представителями ЛГБТ общества.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)