Парламент принял законопроект об общих судах во втором слушании
На пленарном заседании 19 апреля Парламент Грузии принял во втором слушании законопроект «Об общих судах», инициированный Грузинской мечтой. Законопроект поддержали 87 депутатов, 31 — проголосовал против.
Хронология событий
Рассмотрение законопроекта на пленарных заседаниях началось после шумного комитетского слушания и опубликования Венецианской комиссией заключения по данному законопроекту. Правящая команда пыталась приступить к обсуждению законопроекта на заседании Парламента еще 17 апреля, но на фоне протеста парламентской оппозиции, она была вынуждена отложить слушание на один день.
Оппозиция требовала от инициаторов вопроса документ, который был бы отредактирован в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, чтобы у них было представление, какие конкретно рекомендации планировала учесть правящая команда.
В результате, обсуждение законопроекта по статьям началось 18 апреля и продолжалось два дня. Законопроект «Об общих судах» коллегам представил председатель Юридического комитета, один из соавторов законопроекта Анри Оханашвили, который заявил, что большинство рекомендаций Венецианской комиссии включены в представленную версию.
В частности, Анри Оханашвили пояснил, что Грузинская мечта пошла на своеобразный «политический компромисс» и отказалась от квалификационного экзамена. В то же время, исходя из того, что вопрос конфликта интересов стал предметом обсуждения и дискуссии, тут тоже было решено пойти на компромисс и было решено, что член Высшего совета юстиции, который в то же время является кандидатов в судьи Верховного суда, не будет иметь права задавать вопросы и оценивать своего конкурента.
«На протяжении четырех месяцев мы провели максимально прозрачный процесс, разработали беспрецедентно подробную процедуру (отбора и оценки судей)», — заявил Анри Оханашвили и там же пояснил, что главной задачей правящей команды является открытость процесса и доверие общества к нему, ради чего «мы предусмотрели все принципиальные рекомендации Венецианской комиссии».
Депутат акцентировал внимание и на той части заключения Венецианской комиссии, в которой говорится, что Парламент нынешнего созыва должен оставить возможность Парламенту следующего созыва на укомплектование части состава Верховного суда. По его заявлению, это «политический компонент» рекомендаций Венецианской комиссии и не входит в основную часть рекомендаций.
Что касается рекомендации Венецианской комиссии о тайне голосования, Оханашвили отметил, что правящая команда и тут основывалась на рекомендации 2014 года, где Венецианская комиссия говорила, что «тайна (голосования) — это шаг вперед для максимально самостоятельного осуществления процесса».
Политические оценки
После двухдневного рассмотрения законопроекта в Парламенте депутаты выразили свое мнение об изменениях, представленных правящей командой. По оценке оппозиции, правящая команда пытается провести процессы в форсированном режиме и создать имитацию выполнения рекомендаций Венецианской комиссии.
По их заявлению, рекомендации Венецианской комиссии в существующей версии законопроекта отражены Грузинской мечтой таким образом, что Высший совет юстиции по-прежнему сохраняет за собой возможность маневрирования и оказания влияния на принятие окончательного решения.
По словам депутата от Единого национального движения Тины Бокучава, «это была ложь, что Грузинская мечта собиралась предусмотреть хотя бы несколько рекомендаций Венецианской комиссии». «Это был полный фарс, постановка, которую вы поставили для того, чтобы завязать глаза обществу. На самом деле, все записи, которые будут сделаны и за которые вы проголосуете, будут оправданием того, чтобы внести тот же список, немного отличающийся и с подробно расписанными процедурами», — заявила она.
По ее словам, Грузинская мечта, а конкретнее — Бидзина Иванишвили, вжили в себя «Левана Мурусидзе, самое порочное выражение прежней власти». «Бидзине Иванишвили Леван Мурусидзе нужен для самых грязных дел, нужен клан Мурусидзе-Чинчаладзе и суд, подчиняющийся этому клану, в том числе, для того, чтобы оправдать украденные выборы, как это произошло во время предыдущих президентских выборов, и напасть на независимое телевидение и захватить его» — отметила Тина Бокучава.
В связи с отражением в законопроекте рекомендаций комиссии такую же позицию выразил и депутат Европейской Грузии Отар Кахидзе. По его словам, ни одна из основных рекомендаций не учтена в представленном законопроекте. В том числе, отмена тайного голосования и передача права на отбор части судей Парламенту следующего созыва.
По его оценке, Грузинская мечта сегодня не «осознает правду» и стоит на «неправильной стороне». Он также обратился с вопросом к членам Грузинской мечты, почему узаконивают суд «тем людям, которые способны на все». «(Суд) и вам нужен для выполнения этих (политических) заказов, которые вы заказали и осудили Мерабишвили, Адеишвили и Саакашвили. Вам тоже вынесут вердикт, на кого примет решение господин Бидзина (Иванишвили) и на кого он покажет, вам тоже вынесут вердикт потому, что эти люди способны выполнить эти заказы», — заявил Кахидзе.
Об обратном утверждают в Грузинской мечте. По словам лидера парламентского большинства Мамуки Мдинарадзе, оппоненты «перепутали время», у них «нет аргументов» и пытаются «переписать историю». Кроме того, «они хотят остановить суд и других интересов у них больше нет».
По словам Мдинарадзе, рассуждения оппонентов о том, что правящая команда «не учитывает ни одну рекомендацию», являются ложью. По его словам, рекомендации о конфликте интересов и отмене квалификационных экзаменов полностью учтены. Что касается тайны голосования, ему непонятно, если указанное в 2014 году было оценено положительно, почему это стало проблемой сейчас?
«Вы апеллируете на ту запись, которая вообще не попала в основную часть рекомендаций, потому, что вновь и вновь думаете о влиянии. Отражение политической части в законопроекте невозможно», — заявил Мдинарадзе.
Оценка Народного Защитника
После двухдневных обсуждений и политических заявлений в Парламенте, 19 апреля в связи с законопроектом выслушали также и народного защитника Нино Ломджария. По словам омбудсмена, процесс проходит ускоренно, о чем речь идет также и в заключениях международных организаций. По ее словам, «этот вопрос требует больше времени и обсуждения».
Народный защитник приветствовала, что правящая команда учла рекомендации Венецианской комиссии относительно конфликта интересов и изъятия квалификационного экзамена, но пояснила, что последний вопрос нуждается в дополнительном уточнении. В частности, «кандидат в судьи, в то же время являющийся членом Высшего совета юстиции, должен быть абсолютно дистанцирован от процессов вокруг конкурса, и это не значит только то, чтобы он не участвовал в голосовании», — заявила Ломджария.
Он также затронула рекомендации по поводу тайного голосования, и по поводу обоснования решений Высшего совета юстиции в связи с кандидатами в судьи и возможности обжалования решения, и отметила, что, к сожалению, «после двухдневных обсуждений эти вопросы остаются непредусмотренными».
Она выразила надежду, что все те замечания, которые были высказаны во время слушаний, будут учтены и отражены в окончательном законе.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)