Вопрос экспертам: Грозит ли Грузии приостановление безвизового режима с ЕС?

Подготовлено нашим партнером — Институтом политики Грузии

После введения безвизового режима для Грузии несколько стран-членов ЕС выразили обеспокоенность по поводу недобросовестного использования безвизового режима гражданами Грузии.

Рост случаев нарушения гражданами Грузии правил въезда и пребывания в Шенгенской зоне после вступления в силу безвизового режима, что привело к росту количества необоснованных заявок на на получение убежища в Европе, отметили Франция, Австрия, Германия и Швеция.

Несмотря на то, что министры внутренних дел Грузии и Европейских стран часто встречаются друг с другом для обсуждения этого вопроса и обеспечения лучшей координации, все чаще можно услышать мнения о возможном использовании «механизма приостановления»
безвизового режима в отношении Грузии.

Вопрос стал приобретать все больше значения после того, как правительство Нидерландов решило обратиться к Европейской комиссии с просьбой прекратить безвизовый режим для албанцев.

Институт политики Грузии обратился с просьбой к немецким, бельгийским, голландским и грузинским эксперты разъяснить возможность задействовании механизма приостановления в отношении Грузии.

В частности, экспертов попросили ответить на следующие вопросы:

  • Возникает ли «чрезвычайная ситуация» в результате недобросовестного использования гражданами Грузии безвизового режима?
  • Насколько может быть задействован механизм приостановления в отношении Грузии?

Александра Стиглмайер, старший аналитик и генеральный секретарь независимой исследовательской организации Инициатива европейской стабильности, с 2008 года работает над вопросами либерализации виз ЕС:

Существует две основные причины, по которым я не думаю, что ЕС остановит безвизовый режим для Грузии. Первая то, что это окажет существенное негативное влияние на отношения между ЕС и Грузией. Во-вторых, государства-члены знают, что они сами способны сократить количество необоснованных запросов на предоставление убежища.

Причина, в связи с которой этот вопрос был поднят на повестку дня, заключается в том, что в период с 2017 по 2018 год количество соискателей убежища из Грузии увеличилось с 11 100 до 19 300 человек. В то же время, необходимо отметить, что в 2018 году только пять процентов заявителей получили убежище в странах ЕС.

Технически, Франция, к которой 7 000 из 19 300 заявителей обратились за убежищем, может инициировать начало сложной процедуры приостановления.

Однако задейтсвовать механизм приостановления не так просто.

Это требует согласия со стороны Еврокомиссии и государств-членов ЕС, чему, в свою очередь, должно предшествовать изучение различных факторов, в том числе, количества пострадавших стран (которое не так велико в случае Грузии) и уровня влияния на состояние миграции в целом по ЕС (что весьма ограничено).


Франция привлекает недобросовестных соискателей убежища потому, что процедура предоставления статуса беженца там слишком длительная.

Несмотря на то, что Грузия считается безопасной страной, и обращения ее граждан рассматривают в ускоренном порядке, обсуждение вопроса в первой и второй инстанции во Франции, в среднем, требует 6 месяцев и иногда больше.

Наши исследования показывают, что те аппликанты, у которых нет достаточных оснований для получения убежища, выбирают страны, в которых соответствующие процедуры затягиваются во времени. Это позволяет им пользоваться преимуществами, связанными со статусом (жилищное и медицинское обеспечение, денежное обеспечение), а иногда зарабатывать дополнительно на черном рынке.

В странах, где процедуры предоставления убежища упрощены, например, в Швейцарии, количество необоснованных просьб о предоставлении убежища резко сократилось. Франция сейчас работает именно над сокращением продолжительности процедур.

Однако, важно, чтобы Грузия все равно продолжала сотрудничать со странами-членами ЕС, особенно в вопросах реадмиссии, и сделала все, чтобы уменьшить количество соискателей убежища из Грузии.

В связи с этим, информационные кампании по правилам использования безвизового режима; проверка граждан при пересечении границы перед отправкой из Грузии; использование штрафов в отношении нарушителей – могут быть теми малыми, но важными мерами, которые покажут ЕС, что Грузия серьезно относится к этой проблеме. Все остальное зависит от стран-членов ЕС: им решать, ускорят или нет обработку запросов на предоставление убежища для того, чтобы предотвратить недобросовестное использование собственной системы.

Рикард Йозвяк, журналист, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, Брюссель, Бельгия:

Я не думаю, что потеря статуса свободного передвижения для Грузии является серьезной угрозой. Однако, в то же время, я не могу сказать это с уверенностью, потому что, хотя речь идет о правилах и регуляциях, важно учитывать и политику. В этом случае я знаю, что все может произойти, и, как правило, в отрицательном направлении.

И поскольку мы говорим о политике, важно помнить, какие взгляды сейчас популярны в большей части ЕС. В ЕС сейчас стоит этап закрытых границ, консолидации и самоутверждения. Политика отражает именно это и так будет в ближайшем будущем.

Я убежден, что те соображения, которые слышны со стороны Швеции и Франции в связи с проблемой либерализации визового режима для Грузии, отражают именно этот контекст.

Они никогда не скажут этого открыто, но думаю, что правительства этих стран пытаются избежать критики, что у них слишком мягкая политика в отношении иммиграции.

Несмотря на то, что граждане Грузии, пользующиеся безвизовым режимом, никак не связаны с иммиграцией, граждане ЕС в такие
нюансы не вникают.

Однако все это не значит, что проблемы не существует. Конечно, мы видим небольшое количество грузинских криминальных групп, действующих в некоторых странах ЕС, но эти группы пока что не представляют повышенной угрозы для государств-членов, и, соответственно, я думаю, что механизм приостановления на этой основе не может быть запущен на данном этапе.

Кроме того, для задействования механизма приостановления не существует ни других таких оснований, как значительное увеличение случаев пребывания в Шенгенской зоне на более длительные периоды, чем это допущено по правилам; увеличенный показатель отказа на въезд в Шенгенскую зону; а также увеличение таких заявлений на предоставление убежища, которые имеют более низкий показатель признания.

Однако, поскольку восприятие того, что является «высоким риском для государств-членов», является более субъективным, существует вероятность того, что государства-члены воспользуются механизмом приостановления, опираясь на этой расплывчатой основе. Следовательно, я не могу с уверенностью сказать, что Грузии в этом направлении ничего не угрожает.

Йельгер Гриеневельд, Либеральная партия Голландии D66, Член совета Отдела международного сотрудничества

В последнем докладе о безвизовых поездках — «Второй доклад в рамках Механизма приостановления визового режима» — Еврокомиссия отметила, что Грузия выполнила рекомендации, предусмотренные в первом докладе, и достигла прогресса в отношении миграционной политики и планов действий. В то же время Грузия недавно подписала соглашение о сотрудничестве с агентством Евросоюза EUROJUST, целью которого является борьба с транснациональной преступностью.

Тем не менее, в докладе отмечается, что устойчиво высокое число необоснованных заявлений о предоставлении убежища требует немедленного реагирования в различных странах-членах ЕС.

В качестве одного из способов решения этой проблемы правительство Грузии рассматривает признание Грузии в качестве безопасной страны со стороны государств Шенгенской зоны.

Однако, несмотря на то, что такой подход может привести к положительным результатам в большинстве стран-членов ЕС, включая Германию, он не сработал во Франции, где число соискателей убежища из Грузии оставалось высоким после того, как страна ввела Грузию в число безопасных стран.

В то же время, в Голландии, где Грузия признана безопасной страной с 2013 года, этот показатель стабилизировался на относительно низком уровне, который ниже показателя, существующего до введения безвизового режима. Все это указывает на то, что проблемы нелегальной миграции в разных европейских странах имеют особенности, а это требует от правительства Грузии для борьбы с недобросовестным использованием безвизового режима выработать подходы и политику, которые соответствовали бы этим особенностям.

Существующие показатели недобросовестного использования безвизового режима пока не указывают на «чрезвычайную ситуацию», которая является основой для запуска механизма приостановления для стран-членов ЕС.

Однако самое главное, что Грузия полностью сотрудничает в вопросе реадмиссии граждан, что является важным критерием при оценке использования Механизма приостановления.

На данном этапе безвизовому режиму для граждан Грузии в Шенгенской зоне непосредсвенная опасность не угрожает, что, в основном, обусловлено высоким уровнем реадмиссии и сотрудничеством в борьбе с преступностью.

Другими словами, Грузия должна продолжать делать то, что делала до этого, продолжить выполнение рекомендаций европейской стороны, внимательно слушать и и обращать внимание на проблемные вопросы, возникающие в европейских столицах, продолжить борьбу с преступностью и оказывать помощь и сотрудничать по направлению реадмиссии граждан Грузии.

Вано Чхиквадзе, менеджер программ, Фонд Открытого общества, Тбилиси, Грузия

На данном все зависит от того, как мы будем истолковывать «чрезвычайную ситуацию». Если мы имеем в виду то, удовлетворяем ли мы каким-либо критериям, предусмотренным в Механизме приостановления, то мы удовлетворяем.

Если «чрезвычайной ситуацией» мы называем то, что был ли поставлен вопрос об использовании Механизма приостановления перед Еврокомиссией какой-либо из стран, например, как это сделали Нидерланды в отношении к Албании, такого не происходило.

Что касается того, насколько возможно задействование Механизма приостановления в отношении Грузии, мне сложно будет что-то предсказывать.

Теоретически существование механизма приостановления, как такового, означает, что существует вероятность его задействования. Однако, сложно сказать, в процентах каковы шансы этого.

Если Грузия продолжит удовлетворять критериям Механизма приостановления и если возникнет прецедент, что Евросоюз прекратит безвизовый режим с каким-либо государством, тогда вероятность того, что Грузия будет следующей, увеличится.

Теперь следует обратить внимание, как будут развиваться события, которые связаны с Албанией и Нидерландами: Нидерланды несколько дней назад обратились в Еврокомиссию с просьбой приостановить безвизовый режим для албанцев.

Если этот вопрос будет решен положительно, предполагаю, что риск того, что мы будем следующими, очень высок.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)