НПО: Отсутствие у государственного инспектора полномочий и ресурсов для расследования событий 20-21 июня вызывает «тревогу»

Неправительственные организации считают «тревожным» решение властей Грузии, согласно которому, из-за отсутствия финансовых ресурсов Служба государственного инспектора – независимый орган, созданный для расследования преступлений, совершенных правоохранителями – сможет приступить к реализации следственных полномочий с опозданием в четыре месяца, с 1 ноября.

В совместном заявлении, опубликованном 3 июля от имени «Коалиции за независимое и прозрачное правосудие», говорится, что «безусловная необходимость своевременного и эффективного задействования Службы государственного инспектора стала еще более очевидной на фоне предполагаемых преступлений, совершенных правоохранителями в отношении участников акции, проходившей на прилегающей к Парламенту территории 20-21 июня, в ходе акции, при задержании и после задержания».

Неправительственные организации отмечают, что «из-за существующего в обществе недоверия и безнаказанности правоохранителей», они уже в течение нескольких лет требуют задействования независимого следственного механизма. Они поясняют, что в случае своевременного выделения финансовых ресурсов, расследованием преступлений, предположительно совершенных полицейскими 20-21 июня, чем сейчас занимается Главная прокуратура Грузии, могла бы заняться Служба государственного инспектора.

Закон о Службе государственного инспектора был принят в июле 2018 года. Его вхождение в силу первоначально планировалось с 1 января 2019 года, но этот срок был продлен до 1 июля, а затем до 1 ноября. Парламент Грузии избрал государственного инспектора 11 июня на шестилетний срок.

Неправительственные организации требуют «своевременного начала функционирования» Службы государственного инспектора и «в очередной раз напоминают» властям Грузии о недостатках в законодательстве об этом органе:

  • По их словам, на фоне событий 20 июня, «необоснованно и нелогично», что инспектор не может расследовать преступление, совершенное министром внутренних дел и начальником Службы государственной безопасности, «в руках которых сосредоточена больше всего власти и соответственно, высоки риски злоупотребления полномочиями и воздействия на следствие».
  • НПО также отмечают, что уголовное преследование по-прежнему входит в полномочия прокуратуры, что «значительно ослабляет операционную независимость» Службы государственного инспектора. «Необходимо, чтобы служба проводила расследование, как минимум, без прокурорского надзора», — говорится в заявлении.
  • По мнению авторов заявления, также необходимо расширить круг преступлений, в отношении которых будут распространяться следственные полномочия государственного инспектора.

Главная прокуратура заявила 24 июня, что начато расследование предполагаемого злоупотребления властью со стороны правоохранителей в отношении отдельных участников в ходе акции на проспекте Руставели 20-21 июня. Министерство внутренних дел Грузии приостановило полномочия 10 правоохранителей, участвовавших в операции по разгону демонстрантов.

2 июля стало известно, что народный защитник «в текущем режиме» приступил к изучению расследования, начатого Главной прокуратурой.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)