ЕСПЧ опубликовал решение по делу телекомпании «Рустави-2»
Палата Европейского суда по правам человека, состоящая из семи судей, 18 июля опубликовала решение по делу о праве собственности на телекомпанию «Рустави-2», в котором «посчитал недопустимыми» все исковые требования «Рустави-2».
Суд считает, что нарушение независимости и беспристрастности судей, которые в Грузии принимали решение по делу о собственности «Рустави-2» не имело места.
Иск телекомпании «Рустави-2» касался нарушения статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статьи 10 (свобода выражения), статьи 18 (рамки применения ограничения прав) Европейской конвенции прав человека и статьи 1 Протокола № 1 Конвенции (защита собственности).
В частности, ЕСПЧ счел, что у канала не было процессуальной правоспособности, чтобы подавать иск по основному процессу, в частности, по спору о собственности акций «Рустави-2».
«Лицо или компания не могут жаловаться на нарушение Конвенции в процессе разбирательства, стороной которого не являются. «Рустави-2» в большей степени был объектом спора о собственности, а не субъектом, и поэтому не мог иметь претензию по поводу владения долей собственности », — говорится в пресс-релизе ЕСПЧ.
В сегодняшнем решении Европейского суда по правам человека говорится, что суд:
- При шести голосах против одного постановил, что не было нарушения пункта статьи 6 § 1 Европейской конвенции о правах человека (право на справедливое судебное разбирательство) в отношении судьи, принимающего решение в суде первой инстанции;
- Единогласно постановил, что не было нарушения пункта статьи 6 § 1 Конвенции при принятии решения в Апелляционном суде;
- При шести голосах против одного постановил, что не было нарушения статьи 6 § 1 Конвенции в связи с комплектованием судей, принимающих решение по кассационным жалобам в Верховном суде.
Согласно пресс-релизу, суд «постановил, что все обвинения, за исключением одного, по поводу предвзятости, являются необоснованными или неубедительными». Суд «единогласно посчитал недопустимыми» оставшиеся жалобы, включая обвинения о том, что «государство управляло делопроизводством и его целью было заставить замолчать телекомпанию».
В пресс-релизе также говорится, что владельцы телекомпании «Рустави-2» систематически требовали отзыва различных судей на всех трех уровнях, чтобы парализовать исполнение правосудия, а директор телекомпании грубо нападал с помощью медиа как на местных судей, которые обсуждали имущественный спор, так и в целом, на судебную систему Грузии.
Предыстория
2 марта 2017 года Верховный суд Грузии принял решение в пользу Кибара Халваши, бывшего владельца телекомпании «Рустави-2».
Большая палата ВС из девяти судей, под руководством председателя Верховного суда Нино Гвенетадзе, рассмотрела дело без устного слушания 2 марта, а решение приняла позже в тот же день, согласно которому, права собственности были присвоены Кибару Халваши.
3 марта Европейский суд по правам человека принял решение о временном приостановлении исполнения решения Верховного суда Грузии от 2 марта по делу телекомпании «Рустави-2». 7 марта ЕСПЧ решил продлить «до следующих процедур» временное приостановление исполнения решения Верховного суда от 2 марта по делу «Рустави-2».
Кибар Халваши, который владел каналом в 2005–2006 годах, уже давно ведет спор против бывших владельцев «Рустави-2», в том числе, против братьев Георгия и Левана Караманишвили, которые являются приближенными лицами к экс-президенту Михаилу Саакашвили.
Телекомпания множество раз меняла своих владельцев после того, как Халваши продал свою долю, и владельцами 91% доли стали братья Караманишвили в 2011 году. По словам Халваши, все эти сделки были незаконными, и что братья Караманишвили являются формальными владельцами телекомпании, а на самом деле она контролируется экс-президентом Саакашвили.
Телекомпания, по заявлению которой, за иском Халваши стоит правящая Грузинская мечта и ее целью является захват телеканала, правовой спор во всех трех инстанциях в Грузии проиграла.
«Рустави-2» и многие оппозиционные партии утверждают, что судебный спор является попыткой власти, в частности председателя правящей партии Бидзины Иванишвили, заставить замолчать критически настроенный к власти телеканал.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)