Цихелашвили предоставила депутатам Европарламента информацию по оккупированным регионам — Абхазии и Цхинвальскому региону

Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили 21 января выступила в Комитете по иностранным делам Европейского парламента, где она говорила о ситуации в Грузии, в частности, об обстановке в оккупированных Россией Абхазии и Цхинвальском регионе.

По словам Цихелашвили, «неразрешенный конфликт и продолжающаяся оккупация ее территорий со стороны России» остаются серьезным вызовом для Грузии. «Мы имеем дело не с замороженным конфликтом; Ситуация вовсе не является неподвижной, она динамична на местах, и она негативна, когда речь идет о безопасности и гуманитарных последствиях», — заявила Цихелашвили.

Госминистр также заявила, что правительства оккупированных регионов «поддерживают полный контроль со стороны России над всеми сферами жизни». Он отметила, что Абхазия и Цхинвали «стали все более изолированными и милитаризованными», и что численность российских военных «увеличилась до десятков тысяч» в то время, как оба оккупированных региона потеряли 70% и 80% своего первоначального населения, соответственно.

Цихелашвили также заявила, что «на этих территориях ежегодно проводится 130 военных учений, что превращает их, особенно, Южную Осетию, население которой в настоящее время составляет 20 000, в (российские) военные базы».

«В то же время международные механизмы безопасности по-прежнему не имеют доступа (к оккупированным регионам), что является нарушением обязательств России по Соглашению о прекращении огня 2008 года», — заявила Цихелашвили, добавив, что 50 раундов Женевских международных дискуссий «служат решению именно этого вопроса».

Госминистр также отметила, что «несмотря на очень сложную среду», Грузия «готова к нахождению возможностей для прогресса в единственном доступном и крайне важном формате».

Цихелашвили также отметила, что большинство населения, которое, по ее словам, насчитывает 300 000 грузин, «находится в изгнании и не имеет возможности вернуться в свои дома, а остальные не имеют перспектив развития и живут в опасной среде».

Затем Цихелашвили рассказала о кратковременном задержании наблюдателей МНЕС в районе сел Чорчана и Цнелиси, и назвала эти действия оккупационных сил «печальными и наглыми».

Она также говорила о продолжающемся процессе «бордеризации» на разделительной линии, отметив, что в последние месяцы эта территория превратилась в место очень тревожной попытки «бордеризации». «Очевидно, что это попытка перейти за линию оккупации и установить контроль над более крупными территориями, которые в настоящее время контролируемыми центральной властью», — заявила Цихелашвили.

По словам государственного министра, «в настоящее время 100 км колючей проволоки разделяют 116 сел в центре Грузии. Сейчас, когда мы разговариваем тут, силы ФСБ России строят железные заграждения в селе Гугутянкари, где процесс бордеризации проходил и в августе прошлого года, в годовщину российской интервенции».

Цихелашвили также говорила о «полной изоляции и гуманитарном кризисе», которые испытывают жители оккупированного Цхинвальского региона, и особенно Ахалгорского района, на том фоне, когда в течение пяти месяцев закрыты пять пунктов пересечения, соединяющих регион с остальной Грузией.

«Что самое неприятное, что для достижения своих незаконных целей они берут в заложники граждан и наиболее уязвимое население. Прошли уже месяцы, как единственный пункт пересечения, связывающий Цхинвальский регион с остальной Грузией, закрыт», — заявила Цихелашвили.

«Это лежит тяжелым бременем на единственном районе, населенном грузинами – Ахалгори с 1500 жителями, которые находятся в условиях полной изоляции и гуманитарного кризиса», — продолжила Цихелашвили, подчеркнув, что «это равносильно разрыву той линии жизни, которая снабжает (население) лекарствами, продовольствием, основными продуктами и пенсией».

«Это, прямо скажем, обходится людям ценой жизни, поскольку мы уже потеряли несколько человек по той причине, что им отказали в переходе на территорию, контролируемую Тбилиси, чтобы обратиться за медицинской помощью. Ситуация выходит за всякие стандарты гуманности, и мы больше не должны этого допускать», — заявила государственный министр.

Далее она сказала депутатам Европарламента, что «сегодня, с вашего разрешения, я от имени ахалгорцев прошу вас о помощи. Пункты пересечения должны быть открыты немедленно и без каких-либо предварительных условий».

По заявлению государственного министра, тысячи людей испытывают изоляцию и искусственное разделение сегрегацию по обе стороны разделительной линии. С этой точки зрения, она заявила, что «в 2018 и 2019 годах пограничниками российского ФСБ было задержано в шесть раз больше людей, которые пытались перейти из оккупированного региона в остальную Грузии, чем наоборот. И официальная статистика ФСБ также подтверждает это. Это очень впечатляющие данные, как влияет на всех это подразделение».

«Это еще раз подтверждает, какое там тяжелое положение с точки зрения защиты прав человека, как происходит нарушение фундаментальных прав, в том числе, права на жизнь», — заявила государственный министр.

Кетеван Цихелашвили также говорила об освобождении грузинского врача Важи Гаприндашвили из заключения в Цхинвали в конце декабря, а также о смерти граждан Грузии Ираклия Кварацхелия, Арчила Татунашвили, Гиги Отхозория и Давида Башарули в оккупированных регионах, и отметила, что «несмотря на все попытки, правосудие не было исполнено» в отношении виновных.

Министр также рассказала об этнической дискриминации грузин в Гальском районе и заявила, что «40 000 жителей Гальского района являются жертвами этой ситуации». «Они являются объектами явной этнической дискриминации; их основные права, такие как право на собственность, жилье, передвижение и получения образования на родном языке, нарушаются и ограничиваются».

По ее словам: «их положение ухудшилось с 2014 года после того, как к власти пришел т.н. и уже бывший президент Рауль Хаджимба». «Он подал в отставку в результате массовых акций протеста, что является признаком недовольства тяжелой ситуацией на местах».

«Сложившаяся ситуация не входит интересы кого-либо, ни грузин, ни абхазов и ни осетин. Мы все терпим ущерб из-за этого», — заявила Цихелашвили, добавив, что Грузия остается приверженной своей мирной политике.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)