Чем вызван антикарантинный протест в Марнеули?
Напряженность в Марнеульском муниципалитете достигла пика. 22 апреля жители села Шулавери вышли на улицы на акцию протеста, нарушив тем самым ограничения, установленные в рамках чрезвычайного положения на публичные собрания. Сотни местных жителей, в основном этнические азербайджанцы, протестовали против строгого карантинного режима, введенного с 23 марта, и трудностей, связанных с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
Протестующие требовали немедленного вмешательства властей, чтобы спасти их бизнес и поддержать сельское хозяйство. В то время правительство обещало местным жителям постепенно ослабить ограничения, поскольку долгосрочное закрытие региона грозило серьезным ущербом фермерам. Но продление режима чрезвычайного положения до 22 мая может только ухудшить положение местных жителей.
Некоторые политики хотя и не одобрили форму протеста, но все же выразили поддержку акции протеста и призвали власти учитывать опасения тех людей, которые пострадали больше остальных во время пандемии.
Между тем представитель парламентского большинства Ираклий Кобахидзе осудил акцию протеста и заявил, что она была организована оппозиционными партиями. По его же словам, это преступление, и они не должны играть с огнем.
Чем реально был вызван протест? Был ли это акт гражданского неповиновения на фоне чрезвычайного положения, или просьба фермеров о помощи со стороны властей, которые в условиях карантина изо борются за свое спасение? Какую роль сыграли, или сыграли ли вообще местные власти в смягчении последствий кризиса с коронавирусом?
С целью установления недовольства местyой общественности в Марнеули «Civil.ge» обратился для комментариев к Камилле Мамедовой и Шалале Амирджановой.
Камилла Мамедова, основатель и директор Общинного радио Марнеули
«Большая часть населения Марнеули является самозанятым и имеет малые и крупные бизнесы, связанные с сельским хозяйством. Поэтому, естественно, они особенно пострадали от карантинных мер. Большинство из них брали агрокредиты и все свои дела делали с помощью кредита. Просто они впервые стали зависимыми от государства.
Закрытие рынков еще больше усугубило ситуацию. Эти люди ездили из деревень в Марнеули на машинах и сельскохозяйственную продукцию сдавали в небольшие продуктовые магазины. А теперь — продукты больше невозможно перевозить и внутри Марнеули. После 17 апреля, когда было ограничено передвижение автомобилей, они больше не могут сделать этого.
Продукция из муниципалитета впервые была вывезена около восьми дней назад в то время, как местные власти заявили всегда, что ведут переговоры с дистрибьюторскими компаниями.
Называли только одну компанию под названием «Джибе», которая снабжает продукцией Тбилиси. Оказалось, что продукции на реализацию больше (чем предполагали дистрибьюторы), и теперь говорят, что добавят компании для того, чтобы местный продукт был вывезен в другие регионы Грузии.
Организация акции протеста началась с села Агмамедли в 11:00 утра, где начали собираться люди. Мы направлялись в это село но остановились по дороге, потому, что оказалось, что жители этого и других прилегающих сел решили отправится в село Шулавери, которое является своеобразным связующим пунктом, (тут) проходит дорога в Садахло – самый нагруженный (участок) для движущихся грузовых автомобилей.
Некоторые из протестующих заявили, что им не нравится тот факт, что продукцию сдают очень дешево, ниже рыночной стоимости. В связи с этим Созар Субари (советник премьер-министра по вопросам регионального развития) сказал, что мировой экономический фон такой, и население хочет продавать продукцию по прежним ценам, что нереально.
Был человек, который говорил, что у него есть 40 тонн брокколи и не может его продать. Еще один человек говорил, что у него есть небольшой участок земли, но у него всегда был свой покупатель – ездил в Зугдиди, открывал машину и продавал оттуда. А теперь полностью зависят от того, как будет содействовать им самоуправление.
По нашей информации, эти продукты действительно портятся.
Не могу с уверенностью сказать, сегодняшняя акция была организована, или она произошла спонтанно. Предыдущие акции, такие как «акция с сигналами (автомобилей)», которая проходила с требованием ослабления карантинного режима, были более или менее заранее спланированы и организованы. Сегодняшняя акция, можно сказать, что в большей степени была спонтанной. Возможно, что некоторые политические активисты действительно присоединились к акции, но большинство протестующих были просто обеспокоенными людьми.
Сегодняшнюю акцию назвали политически ангажированной акцией. Губернатор Квемо Картли Шота Рехвиашвили(в подтверждение этого) указал на членов Европейской Грузии и Единого национального движения Ахмеда Имамкулиева и Азера Сулейманова, которые присутствовали на акции. Но это не меняет того факта, что протест был вызван социально-экономическими факторами. Продукция действительно портится.
В целом местное население слабо информировано. Мы не можем оценить, насколько хорошо удается муниципальной власти осуществлять коммуникацию с населением, особенно во время чрезвычайного положения.
Созар Субари также сказал, что существуют логистические проблемы, и они не решены. По его словам, власти не смогли донести голос до (этнически азербайджанского) населения, и у них не было информации.
Мы (Общинное радио Марнеули) хотели выяснить этот вопрос, но Мэрия Марнеульского муниципалитета не отвечает на наши звонки».
Шалала Амиржанова, гражданский активист из Марнеули
«Протест был сначала в Агдамедли, люди собрались в Касумло, а затем в Шулавери, что примерно по середине.С собрались местные жители из разных сел, в том числе, из сел, расположенных недалеко от границы с Азербайджаном.
Большинство протестующих являются местными жителями, пострадавшими от карантинного режима. Как правило, к этому времени фермеры должны были реализовать урожай. А сегодня – продукт портится.
Многие брали кредиты и опасаются, что окажутся в экономическом кризисе.
Урожай с Марнеули вывозится по всей Грузии, а также в Азербайджан и Армению. Для фермера не имеет значения, кто покупает их продукт, главное — продать.
Возможно, у части (участников акции) были какие-то политические мотивы со стороны оппозиции, но эта акция действительно вышла за политические рамки. На акции политический фактор мог присутствовать частично, но эти люди просто нуждаются в помощи, чтобы продать урожай и получить какой-то доход.
После введения карантина в Марнеули все подорожало. Мелкие сельские магазины увозили продукты ежедневно из Марнеули. Все опустело. В больших семьях, где живут пять и более душ, для хлеба покупают муку, и эта мука закончилась. Идут на рынок – закрыто, а в маркетах покапают по двойной цене.
Вчера было объявлено, что фермеры смогут выходить утром и возвращаться вечером для выполнения сельскохозяйственных работ, но Марнеули все еще остается закрытым пространством, и люди не могут получить соответствующую информацию, если не выйдут на т.н. «биржу». Несмотря на то, что информация переводится, многие не имеют доступа к информации из Интернета. Они права выйти на «биржу» не имеют, за это людей штрафуют.
Представьте, что вы поверенный (глава местной администрации) села, у вас есть некоторая информация, и вы хотите распространять ее. Дело в том, что даже сельский поверенный не владеет грузинским языком на должном уровне и как он сможет сделать это.
Я не знаю, на каком уровне распространяется информация из Мэрии, но знаю, что она не доходит до людей, и акции – результат этого. Не хватает ресурсов, во время чрезвычайного положения одного или двух человек недостаточно для того, чтобы все выполнять на должном уровне».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)