Грузия в докладе Госдепартамента США о свободе религии
10 июня Государственный департамент США опубликовал Доклад о состоянии свободы религии в мире в 2019 году. В ежегодном докладе также приведет обзор ситуации в Грузии с точки зрения свободы вероисповедания.
В 2019 году правоохранительные органы Грузии расследовали 44 дела, которые касались предполагаемых преступлений, связанных с религиозной дискриминацией, включая «незаконное вмешательство в религиозные ритуалы, преследование и повреждение/уничтожение имущества», — говорится в докладе. В Аппарат народного защитника Грузии было подано всего 19 жалоб, 10 из которых касались насилия.
Госдепартамент США также акцентирует внимание на докладе Фонда развития медиа, который выявил 55 нетолерантных заявлений по религиозным вопросам в грузинских СМИ, что на 93 меньше, чем в 2018 году. Ссылаясь на Аппарат народного защитника и религиозные группы, Государственный департамент заявляет, что «в обществе широко распространено убеждение, что религиозные меньшинства угрожают Грузинской Православной «еркви и ценностям страны».
В докладе говорится, что в отчетный период Национальное агентство государственного реестра отказалось зарегистрировать шесть религиозных групп на том основании, что «они не имели исторических связей с Грузией, или не были признаны в качестве религии государствами-членами Совета Европы».
В большинстве пенитенциарных учреждений существовали православные молельни, но не было подобных мест для людей других конфессий, — говорится в докладе.
Преступления на почве религиозной нетерпимости
В докладе также говорится о громком деле Виталия Сафарова, правозащитника еврейского и езидского происхождения. Согласно документу, местный суд постановил, что Сафаров не был убит по причине «расовой, религиозной, национальной или этнической нетерпимости».
Там же отмечается, что международные правозащитные организации и грузинские НПО не согласны с этой точкой зрения и заявляют, что преступники принадлежали к неонацистским группам и были носителями ультранационалистических идей.
Грузинская Православная Церковь
В докладе также идет речь о льготах, которые предоставлены ГПЦ в плане строительства, реставрации и содержания религиозных строений, а также уплаты налогов на имущество. Государственный департамент отмечает, что другие религиозные группы не пользуются этими привилегиями.
Государственный департамент также обращает внимание на решение Конституционного суда от 2018 года, которое объявило особые привилегии ГПЦ неконституционными и потребовало законодательных изменений, которые либо отменят эти привилегии, либо распространят их на все другие религиозные организации. Согласно докладу, Парламент не смог принять поправки до конца года.
Проблемы мусульманской общины
Согласно докладу, влияние власти на Управление мусульман всея Грузии продолжается.
Ссылаясь на Центр толерантности при народном защитнике, Государственный департамент заявляет, что неправославные религиозные организации по-прежнему сталкивались с противодействием со стороны правительства, когда пытались получить разрешения на строительство зданий, предназначенных для богослужения. Основное внимание уделяется отказу местной власти на выдачу разрешения на строительство мечети в Батуми.
Свобода религии в оккупированных регионах
В докладе обсуждается ситуация со свободой оелигии в оккупированных регионах Грузии. В документе говорится, что деятельность Свидетелей Иеговы запрещена как в Сухуми, так и в Цхинвали.
Государственный департамент отмечает, что представителям Грузинской Православной Церкви в Абхазии, в том числе в Гальском районе, где проживают этнические грузины, не было позволено проводить церковные службы.
Согласно документу, власти Грузии заявляют, что абхазские власти разрушили исторические православные религиозные строения, чтобы «стереть культурное наследие Грузии».
Хотя Цхинвали и разрешил ГПЦ проводить богослужения в некоторых районах, в том числе в Ахалгори, жителям не разрешалось посещать церкви и кладбища возле разделительной линии, поскольку «существовала угроза их задержания со стороны российских пограничников», — заявляет Государственный департамент.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)