Оппозиция с оптимизмом смотрит на новое предложение ЕС, ГМ на встречу не пришла
Говоря о новом документе, предложенном президентом Совета Европы Шарлем Мишелем для урегулирования политического кризиса в Грузии, лидеры оппозиции приветствовали, что в нем заложен механизм освобождения из заключения лидера оппозиционного ЕНД Ники Мелия и одного из акционеров телекомпании «Мтавари архи» Георгия Руруа. Что касается предложенного Шарлем Мишелем варианта о назначении новых выборов, оппозиционные лидеры высказали отличающиеся мнения. В документе президент Мишель предлагает партиям, что, если Грузинская мечта не сможет набрать 43% голосов на местных выборах 2021 года, она должна взять на себя обязательство назначить новые выборы в 2022 году.
После встречи при участии послов США и ЕС в Грузии 18 апреля лидеры оппозиции рассказали журналистам о деталях нового документа. Представители правящей партии на сегодняшнюю встречу не пришли.
Одна из лидеров ЕНД Саломе Самадашвили приветствовала включение в документ «четкого» механизма освобождения «политических заключенных», но заявила, что «есть проблемы в связи с определенными вопросами предложенном документе. Этим Самадашвили указала на запись в документе о назначении новых выборов и отметила, что Единое национальное движение проведет внутрипартийные консультации до того, как будет сформирована окончательная позиция.
Решение о подписании документа должны принять и другие оппозиционные партии, а также Грузинская мечта, которая в одностороннем порядке подписала первоначальный вариант документа. Грузинская мечта заявила, что 31 марта подписала документ, предложенный специальным представителем президента Шарля Мишеля Кристианом Даниэлсоном, и призвала оппозицию «доказать, что они ставят интересы государства выше собственных партийных интересов».
Еще один член партии Акакий Минашвили более открыто выразил недовольство обновленным документом, заявив, что привязывать новые выборы к местным выборам – «это неправильный путь». Он также отметил, что с учетом этого подписать документ для Единого национального движения будет проблематично.
Отметив, что в новом документе по «политическим заключенным» есть «очень хороший прогресс», председатель Европейский Грузии Гига Бокерия, как и Акакий Минашвили, заявил, что «привязывать новые выборы к выборам самоуправления неприемлемо». Однако Бокерия подчеркнул, что этот вопрос будет обсуждаться с внутри партии.
Подчеркнув, что «содержание документа должно быть приемлемо более или менее для всех партий», лидер партии Стратегия Агмашенебели Георгий Вашадзе заявил, что вопрос будет обсуждаться на Политсовете партии.
«В целом документ мне не нравится. Я не верю, что это выведет страну из кризиса», — сказал Зураб Джапаридзе, лидер партии «Гирчи – больше свободы». Однако он приветствовал заложенный в документе механизм освобождения «политзаключенных».
Представитель Республиканской партии Хатуна Самнидзе «позитивно» оценила документ, предложенный президентом Мишелем, и от имени партии выразила готовность подписать его. «Но для этого нужна готовность власти, чтобы прийти к соглашению», — добавила она.
Лидер нового политического центра Гирчи Вахтанг Мегрелишвили, который ранее заявлял, что лидеры партий решили прийти в Парламент, выразил надежду, что лидеры оппозиции примут решение на основании «здравого смысла» после консультаций.
Лидер партии «Граждане» Алеко Элисашвили, который первым прекратил общий бойкот оппозиции вместе с членом своей команды Леваном Иоселиани и вошел в Парламент, приветствовал новый документ и сказал, что предложение содержит «очень конкретные» механизмы для освобождения Ники Мелия и Георгия Руруа. По его словам, в документе есть «очень серьезные» записи, касающиеся реформы судебной и избирательной систем.
Посол ЕС в Грузии Карл Харцель заявил СМИ, что обновленный документ президента Мишеля является «сбалансированным и реалистичным». Он также подчеркнул, что «преодоление (существующего в стране) политического кризиса» зависит от политических партий.
Президент Европейского совета Шарль Мишель представил партиям обновленное предложение после того, как правящая команда и оппозиция отказались подписать предыдущий документ. Оппозиция утверждала, что прежняя версия не содержала четкой записи об освобождении «политических заключенных» и назначении новых выборов.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)