Суд приговорил Нику Гварамия к 3,5 годам лишения свободы

Тбилисский городской суд 16 мая признал генерального директора телекомпании «Мтавари архи» Нику Гварамия виновным в причинении ущерба телекомпании «Рустави-2» во время нахождения на посту директора компании и приговорил его к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы.

Ника Гварамия, которому прокуратура предъявила обвинение вскоре после увольнения из «Рустави-2» в 2019 году, был признан судом виновным по двум эпизодам за злоупотребление служебным положением ( статья 220).

В одном из эпизодов речь идет о рекламном контракте, заключенном с «Центром Порше» в феврале 2019 года, согласно которому, по утверждению прокуратуры, Ника Гварамия и его семья получили в собственность дорогостоящий автомобиль (76 700 евро), а телекомпании «Рустави-2» был нанесен «значительный материальный ущерб». Именно за этот эпизод был приговорен Гварамия к тюремному заключению.

Что касается второго эпизода, он касается злоупотребления Никой Гварамия властью в 2015 году, когда, по данным прокуратуры, телекомпания «Рустави-2» понесла убытки в размере 6 763 510 лари из-за рекламного контракта, оформленного с компанией «Интер Медиа Плюс». За этот эпизод судья оштрафовал Гварамия на 50 000 лари, хотя по статье 59 Уголовного кодекса более тяжкое наказание поглотило наказание за менее тяжкое преступление.

Суд оправдал Нику Гварамия по статьям 221 (3), 194 (3, «в») и 362 (2, «б») Уголовного кодекса Грузии, которые касаются коммерческого подкупа, отмывания денег и изготовления, сбыта или использования поддельного документа, печати, штампа или бланка.

Ника Гварамия отвергает все обвинения в свой адрес и расценивает их как политически мотивированные. «Я невиновный человек, что сделает преступный режим, как я могу сказать сейчас?», — сказал он журналистам еще перед вынесением приговора судьей.

«(Мой) арест будет в каком-то смысле шагом навстречу России. Если есть какой-то аргумент в пользу ареста, так это то, чтобы дорога к Россию была бы еще больше сокращена», — сказал он вчера телекомпании «Формула».

Адвокат Ники Гварамия Дмитрий Садзаглишвили заявил, что стороны защита обжалует решение суда в вышестоящей инстанции.

«Мы увидели очень четкий выбор, сделанный сегодня властями в пользу России», — сказал он сегодня журналистам. «В демократических западных государствах директоров критически настроенных СМИ не арестовывают и не преследуют за инакомыслие», — добавил он.

Примечательно, что решениям, из-за которых суд признал Нику Гварамия виновным, предшествовало начало судебного спора за возвращение телевидения бывшим владельцем телекомпании «Рустави-2» Кибаром Халваши в августе 2015 года, и арест имущества «Рустави-2» Тбилисским городским судом.

Сегодня же судья также огласил приговоры двум другим фигурантам того же дела — Зурабу Иашвили, директору «Интер Медиа Плюс», и Кахаберу Дамения, тогдашнему финансовому директору «Рустави-2».

Первый из них был признан судом невиновным в предъявленном обвинении. Следствие предъявило ему обвинение в изготовлении, сбыте или использовании поддельного документа, печати, штампа или бланка (статья 362, 2 (б)) и коммерческом подкупе (статья 221, 1).

Что касается Кахабера Дамения, суд оштрафовал его на 50 тысяч лари в пользу бюджета. Дамения находился под следствием за присвоение или растрату (182, 2-я «а», 3-я «д»), но суд переквалифицировал его по ст. 220 «Злоупотребление властью».

Комментарии народного защитника и неправительственного сектора

«Суд выполнил политический заказ, наказав руководителя критического телевидения Нику Гварамия», — заявила после вынесения судом решения неправительственная организация «Международная прозрачность — Грузия».

«На основании изучения материалов дела и наблюдения за процессом можно сделать вывод, что дело политически мотивировано, целью которого является наказание Ники Гварамия и затруднение деятельности критической телекомпании», — говорится в заявлении организации.

Офис народного защитника Грузии, представивший в ноябре 2019 года мнение друга суда по делу, заявил, что «принятое директором предприятия решение, даже если оно наносит ущерб, не то что не подлежит уголовной ответственности, но и корпоративно-правовой ответственности подлежит только в исключительных случаях».

По словам омбудсмена, «суд должен углубленно обсудить и оценить, в какой степени оспариваемое действие представляет собой уголовное преступление, или его следует рассматривать в корпоративно-правовом контексте».

Арест Гварамия произошел на фоне растущей озабоченности по поводу свободы прессы, независимости судебной системы и предполагаемых политических преследований в стране.

Согласно недавнему исследованию Reporters Sans Frontières (RSF), международной организации, защищающей свободу СМИ, в прошлом году уровень свободы прессы в Грузии значительно ухудшился. Грузия переместилась с 60-го на 89-е место среди 180 стран/территорий.

При этом Евросоюз насчитал пять шагов назад, сделанных Грузией в сфере судебной системы и верховенства права. К ним относятся: назначение двух членов Высшего совета юстиции; Назначение судей Верховного суда; Невыполнение условий, связанных с правосудием, для получения дополнительных 75 млн евро макрофинансовой помощи от ЕС в сентябре 2021 года; Отказ от принятия конституционных поправок, касающихся порядка назначения генерального прокурора; Надежное расследование насилия в отношении более 50 журналистов и активистов 5 июля 2021 года и наказание организаторов насилия.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)