По словам Мамуки Мдинарадзе, правящая партия не представит кандидата на пост омбудсмена

Председатель парламентской фракции Грузинская мечта, исполнительный секретарь партии Мамука Мдинарадзе заявил на брифинге 31 августа, что правящая партия не будет выдвигать кандидатуру народного защитника, «кроме единственного случая, когда может иметь место искусственное блокирование процесса, саботаж, умышленное невыдвижение кандидатов со стороны оппозиционных субъектов».

По его словам, после сегодняшних и вчерашних встреч с оппозицией и часть гражданского сектора, «с учетом их позиции», Грузинская мечта приняла решение зарегистрировать сегодня же изменения в Парламенте, согласно которым будут расписаны общие критерии оценки кандидата.

По словам Мдинарадзе, это предполагает добросовестность, беспристрастность, высокую репутацию, надлежащие профессиональные знания и проактивный опыт в области прав человека и фундаментальных свобод.

По его словам, с другой стороны, это также создаст основу для издания председателем Парламента специального приказа, в котором будет определен порядок оценки кандидатов.

На сегодняшнем брифинге он представил общую схему правил отбора и оценки кандидатур на должность омбудсмена, которые выглядят следующим образом:

  • Заявку о выдвижении кандидатуры на должность народного защитника может подать любое лицо;
  • Каждый кандидат будет оцениваться группой, укомплектованной из представителей гражданского общества (включая представителей профессиональных и академических кругов) в соответствии с критериями, указанными в регламенте;
  • После этого кандидаты будут представлены со своими оценками парламентским субъектам, которые, в свою очередь, должны представить не менее 7 кандидатов в омбудсмены для избрания в Парламент Грузии;
  • Максимальное количество подходящих кандидатов не будет определено.

По словам председателя фракции Грузинская мечта, тем самым правящая команда выполняет обещание, что предложит парламентской оппозиции до 1 сентября такую ​​инклюзивную процедуру отбора кандидатов в народные защитники, которая обеспечила бы выдвижение такого кандидата на позицию омбудсмена, «которая будет одинаково приемлемой для большинства и оппозиции (и) будет иметь высокую легитимацию».

Мамука Мдинарадзе также отметил, что голосование в Парламенте по избранию народного защитника состоится не позднее 1 декабря.

Разъяснения Михаила Сарджвеладзе

На сегодняшнем брифинге председатель Комитета по правам человека и гражданской интеграции Михаил Сарджвеладзе сообщил, что с 20 сентября Парламент Грузии начнет прием заявлений о выдвижении кандидатур, и в то же время председатель Парламента создаст рабочую группу в составе 9 человек из неправительственных организаций и профессиональных академических кругов. Члены группы оценят представленных кандидатов не позднее 13 октября, после чего соответствующие материалы и оценки будут направлены парламентским субъектам.

В свою очередь, парламентские фракции, политические группы и внефракционные депутаты должны выбрать и представить кандидатов на должность омбудсмена не позднее 21 октября. По словам Сарджвеладзе, после этого процесс переместится в комитет, где будут публично заслушаны отобранные кандидаты, а представители гражданского общества также получат возможность присутствовать на заседаниях.

«Главная цель – провести процесс выбора народного защитника максимально прозрачно и инклюзивно, что в полной мере обеспечивает этот план, и чтобы этот процесс был однозначно эффективным, чтобы должность народного защитника не оставалась вакантной в течение длительного времени», — подчеркнул он.

По словам Сарджвеладзе, процедуры для достижения этой цели спланированы таким образом, что «становится возможным принять решение в установленные сроки». Отметив, что для избрания омбудсмена необходимы голоса 90 депутатов, председатель комитета по правам человека подчеркнул, что это «будет непростой задачей», «но в результате политических консультаций, надеемся, это станет возможным».

«К сожалению, в таких условиях довольно велик ресурс «успешной» реализации т.н. «политического саботажа» со стороны оппозиции, — сказал Михаил Сарджвеладзе, добавив, что «продуман также и страховой механизм».

Комментарии представителей оппозиции

Часть парламентской оппозиции скептически смотрит на представленную правящей командой новую процедуру избрания народного защитника.

По словам депутата от Единого национального движения Хатии Деканоидзе, заявление Мамуки Мдинарадзе «прямо указывает на то, что они не намерены избирать независимого народного защитника и вообще выполнять этот важный пункт (рекомендаций Еврокомиссии).

По ее словам, Национальное движение примет участие в организованном неправительственными организациями процессе по отбору кандидатуры народного защитника, после чего совместно с гражданским сектором представит тех кандидатов, которые «будут действительно достойными и независимыми кандидатами».

По словам депутата от партии Стратегия Агмашенебели Пааты Манджгаладзе, представленный правящей партией план является «очередной политической чертовщиной с участием Грузинской мечты». По его оценке, согласно процедуре, предложенной Грузинской мечтой для избрания омбудсмена, «кандидата выдвинут подконтрольные им неправительственные организации».

«После этого сателлитная организация от имени оппозиционной партии представит этого кандидата, и его выберет Грузинская мечта. На самом деле Грузинская мечта чужими руками проведет того кандидата, которого хочет», — сказал он.

По мнению депутата от партии Лело Саломе Самадашвили, заявление правящей команды о возможном саботаже оппозиции в процессе избрания нового омбудсмена «немного комично», поскольку тот факт, что оппозиция поддержит представленного неправительственным сектором кандидата, было сказано «много раз».

По ее словам, для того чтобы выбрать такого народного защитника, который «нужен стране», нужна только политическая воля. Самадашвили также подчеркнула, что «в процессе будет видно, есть ли реальная воля у Грузинской мечты» или же они попытаются использовать эту ситуацию для реализации своих планов.

«Грузинская мечта вообще не хочет достижения успеха. Если и переговоры по омбудсмену будут проходить так, здесь тоже не будет успеха», — заявил депутат от Гирчи Иаго Хвичия.

Депутат от партии Граждане Леван Иоселиани придерживается отличающейся от своих коллег позиции. По его мнению, было бы хорошо, если бы каждый имел возможность участвовать в рабочей группе по оценке кандидатов в народные защитники, хотя даже если это не так, политические субъекты имеют возможность выдвигать свои кандидатуры. «То, что правящая партия не выдвигает кандидата в народные защитники — это хорошо», — добавил Леван Иоселиани.

Примечательно, что 30 августа, перед презентацией нового порядка отбора кандидатов в народные защитники, представители правящей партии встретились с представителями парламентской оппозиции. Со стороны оппозиции на встрече присутствовали депутаты только от партий «Граждане», «Гирчи», «За Грузию» и «Европейские социалисты».

Отзывы НПО

В связи с новой инициативой правящей партии по процедуре отбора народного защитника в неправительственном секторе также возникли вопросы.

По словам директора НПО «Ассоциация молодых юристов Грузии» Ники Симонишвили, процесс «вызывает ряд вопросов» с точки зрения надежности.

«Возможно, власть самим не будет выдвигать (кандидата в омбудсмены) напрямую, но созданная ею комиссия и назначенные ею лица назовут кандидата или кандидатов, которые могут быть приемлемыми для властей», — сказал он, подчеркнув важность максимальной инклюзивности в процессе.

По словам директора фонда «Либеральная академия Тбилиси» Лаши Тугуши, в условиях «очень высокой» поляризации в стране будет «очень сложно» выбрать кандидата, если основными участниками процесса выдвижения будут политики.

«Думаю, было бы лучше, если бы на первом этапе это (процесс выдвижения кандидатов) было поручено гражданскому обществу», — добавил он.

«Мы надеемся, что между оппозицией и правящей партией будет достигнуто соглашение и никаких неконструктивных шагов предпринято не будет», — заявил исполнительный директор «Центра по правам человека» Алеко Цкитишвили.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)