Президент Грузии заблокировал предложение для референдума об «определении брака»
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили отказался назначать референдум об определении брака, как союза между женщиной и мужчиной, так как, по его заявлению, этот вопрос уже урегулирован законодательством Грузии в таком виде.
«Представленная формулировка не подлежит референдуму, так как этот вопрос уже решен в законодательстве Грузии и установлено, что брак является добровольным союзом между женщиной и мужчиной с целью создания семьи», — заявил президент во вторник вечером, цитируя соответствующее положение Гражданского кодекса Грузии.
«В то же время законодательство запрещает принятие закона или конституционной поправки путем референдума», — продолжил он, — «Соответственно, если существует такое желание, чтобы в связи с этим вопросом была бы принята конституционная поправка, в таком случае я полностью согласен с премьер-министром Грузии, что соответствующий закон должен обсудить Парламент Грузии».
В конце июля инициативная группа, которая требует проведения референдума по вопросу об определении брака, представила в ЦИК Грузии подписи более 200 000 граждан, так как это является обязательной процедурой для назначения референдума.
В число членов инициативой группы, которая требует проведения референдума, входит также и Сандро Брегадзе, который до февраля 2016 года был заместителем государственного министра по вопросам диаспоры; Правозащитные группы требовали его отставки с должности в связи его гомофобными заявлениями.
30 июля ЦИК Грузии признала действительность более 200 000 представленных группой подписей и 1 августа материалы для референдума направила в президенту Грузии Георгию Маргвелашвили.
Президент в течение 30 дней должен был принять решение о назначении референдума или об отказе в этом предложении.
Объявляя свое решение о блокировании референдума, президент Маргвелашвили также указал на требование закона, согласно которому, референдум должен проводиться на всей территории страны.
«В то время, когда 20% территории Грузии оккупированы, в то время, когда с августа 2008 года Россия признала две оккупированные территории в качестве «независимых государств», — в этой реальности проведение референдума дает дополнительные правовые аргументы оккупанту», — заявил Маргвелашвили.
До этого президент планировал встретится и с авторами предложения по референдуму, но эта аудиенция с ним, запланированная на вторник, была сорвана после того, как за несколько часов до встречи инициативная группа пригрозила акциями протеста президенту, если он не назначит референдума.
Предложенный для референдума вопрос – «Согласны ли вы, чтобы гражданский брак был определен, как союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи?» — не уточняет, каким образом должен быть определен этот вопрос в дальнейшем; Гражданский кодекс Грузии и без того определяет брак, как «союз между женщиной и мужчиной», что уже само по себе подразумевает запрет заключения брака между лицами одного пола.
Первоначально та же инициативная группа вопрос представила в иной формулировке: «Согласны ли вы, чтобы в Конституцию была бы внесена поправка, что брак является союзом между мужчиной и женщиной с целью создания семьи».
Но в мае 2016 года ЦИК не удовлетворил это предложение, так как законодательство Грузии запрещает проведение референдума по вопросу, который обязывает Парламент внести изменение в Конституцию.
В мае, когда Парламент обсуждал инициативу ГМДГ, согласно которой определение брака должно было быть внесено в Конституцию, президент подверг это начинание критике, отметив, что это «не тема» в Грузии и назвал это «бурей в стакане». По его оценке, этот вопрос является попыткой перенесения внимания общества с существующих в стране реальных проблем.
Премьер-министр Кврикашвили не затрагивал вопрос конкретно референдума, но сказал журналистам 4 августа, что законопроект об определении брака в Конституции Грузинская мечта примет в следующем Парламенте, который будет избран в результате парламентских выборов 8 октября.
«Мы начали этот процесс и я уверен, что придем с таким большинством (в новый Парламент», что обязательно зафиксируем это изменение в Конституции», — заявил Квирикашвили, под предводительством которого в марте этот вопрос вновь был выдвинут на повестку, однако, несмотря на парламентские обсуждения вопрос не был вынесен на голосование из-за отсутствия необходимого кворума — для принятия конституционной поправки в Парламенте, состоящем из 150 депутатов, требуется поддержка, как минимум, 113 депутатов.
В то же время некоторые общественные организации и правозащитные группы активировали кампанию против референдума, в рамках которой они призывают президента не назначать референдум; По их мнению, такой референдум будет содействовать дальнейшей маргинализации ЛГБТ общины и усилит гомофобные настроения в стране.
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)