Правительство Грузии призывают к бойкоту Сочинской Олимпиады


Кадр из телевизионного сюжета от 3 октября 2013 г. на российском государственном канале «Россия-24» о военном летчике Иване Нечаеве, который звание героя России получил за пилотирование поврежденного самолета во время боевых действий в августе 2008 года, и который является одним из 13 990 факелоносцев, через руки которых пройдет олимпийский огонь прежде чем он достигнет Сочи. Это обострило дебаты в Тбилиси относительно участия Грузии в Сочинской Олимпиаде.

В последнее время слышно все больше призывов в адрес правительства Грузии объявить бойкот Зимним Олимпийским играм в Сочи, но представители правящей коалиции заявляют, что такое решение было бы преувеличенной реакцией на российские провокации и оно может содержать больше рисков.

8 октября две неправительственные организации – «Международная прозрачность – Грузия» и «Международное общество за справедливые выборы и демократию» начали кампанию, направленную на объявление бойкота Сочинской Олимпиаде. На данном этапе в рамках кампании ведется сбор подписей под онлайн-петицией, где уже поставили свои подписи более 8000 граждан.

Интенсивные дебаты вокруг участия Грузии в Сочинской Олимпиаде начались после того, как Россия в качестве одного факелоносцев олимпийского огня выбрала «летчика героя августовской войны 2008 года» между Россией и Грузией Ивана Нечаева. Нечаев, который звание героя России получил за пилотирование поврежденного во время боевых действий военного самолета, эстафету по передаче олимпийского огня завершил на территории кремля и он является одним из тех 13 990 факелоносцев, через руки которых пройдет олимпийский огонь, прежде чем достигнет Сочи. Многие в Грузии, в том числе и представители властей, отмечают, что несмотря на то, что Нечаев является лишь одним из тысячи факелоносцев, он является той личностью, которую широко освещали российские телеканалы, а это действие в Тбилиси воспринимают, как целенаправленное действие России.

В онлайн-петиции говорится, что усилия России по возведению ограждений из колючей проволоки вдоль административной линии Южной Осетии, повлекшие разделение местного населения, и в то же время, избрание военного летчика в качестве одного из факелоносцев, «служат нанесению еще большего оскорбления нашей стране».

«Мы считаем, что объявление протеста Олимпийским играм в Сочи станет адекватным шагом со стороны властей Грузии и будет ответом на игнорирование Россией взятых ей обязательств и международных норм», — говорится в петиции, в которой отмечается, что бойкот также послужит «посланием международному содружеству о том, что власти Грузии никогда не свыкнуться с оккупацией территорий Грузии со стороны России».

Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного в конце августа по заказу Национально-демократического института (НДИ) США, для 76% опрошенных участие Грузии в Зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи приемлемо. 11% отказались отвечать, а 13% заявили, что не знают. Не известно, изменилось ли общественное мнение после событий последнего времени.

В опубликованном 7 октября заявлении правительство Грузии отмечает, что ответит «соответствующим политическим решением», если окончательно убедится, что Сочинскую Олимпиаду 2014 года Россия использует «в политических целях» против Грузии.

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили заявил, что Грузия не должна проявлять преувеличенной реакции на российские «провокации», целью которых является подрыв почвы у «прагматичной» и мирной политики правительства Грузии по отношению Москвы.

Выступая 7 октября в ток-шоу на канале Общественного вещателя, Паата Закареишвили заявил, что России не удается подтолкнуть Грузию на импульсивный ответ, что ей легко удавалось в условиях прежней власти в Грузии.

По его словам, более всего Россию раздражает прагматичная и мирная политика Грузии.

То, что правительство Грузии называет «прагматичной» политикой, президент Саакашвили и его Национальное движение называют политикой «расстилания», что, по их словам, делает Россию более агрессивной, и это выражается в возведении ограждений вдоль административной линии Южной Осетии и перемещении «оккупационной линии» вглубь контролируемой Грузией территории.

На вопрос, должна ли принять Грузия участие в Сочинской Олимпиаде, Закареишвили заявил, что перед Грузией стоит выбор между «плохим и худшим», и поэтому Грузия выбирает плохое, чтобы не получить худшего.

По его словам, если страна не согласится на участие в Сочинской Олимпиаде, этот раскроет руки России, чтобы она свалила на Грузию, если во время Олимпийских игр или до их начала дела пойдут плохо, или будет иметь место какой-нибудь террористический акт.

Закареишвили заявил, что задачей правительства Грузии является то, чтобы не поддаваться на российские провокации, которыми Москва может воспользоваться против страны.

По его словам, провокацией со стороны России является избрание в качестве одного из факелоносцев военного летчика, который звание героя получил за свой вклад в августовскую войну, и афиширование всего этого по телевидению; Однако, по его словам, объявление бойкота Сочинской Олимпиаде по это одной конкретной причине будет преувеличенной реакцией. Аналогично правительству Грузии, Закареишвили также заявил, что Тбилиси внимательно будет наблюдать за событиями вокруг Олимпиады и примет соответствующие решения, если тенденция «политизации» Олимпиады будет продолжена.

Закареишвили заявил, что Грузии придется выстоять перед «каскадом провокаций», ожидаемых со стороны России в течение последующих месяцев и после этого, особенно, в контексте Вильнюсского саммита Восточного партнерства и Саммита НАТО в 2014 году, который пройдет в Великобритании.

Грузия сама желала принять Зимние Олимпийские игры 2014 года в Борджоми и Бакуриани. Однако после того как заявку Грузии не удовлетворили, президент Саакашвили в феврале 2007 года заявил, что Грузия поддерживает заявку России в связи с проведением Олимпиады в Сочи.

В феврале 2011 года президент Саакашвили заявил, что Грузия «открыто и с большим энтузиазмом» поддержала проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, «так как, я считал, что это помогло бы нам избежать тех негативных тенденций, которые уже были заметны в то время, особенно, в связи с Абхазией, т.е. в связи с нашей территорией».

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)