Маргвелашвили и Кобахидзе не могут договориться о процедурах назначения председателя правительства Аджарии

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили и председатель Парламента Ираклий Кобахидзе не могут договориться по процедуре назначения председателя правительства автономной республики Аджария. Спор начался после того, как глава правительства автономной республики Зураб Патарадзе 4 июля ушел в отставку, что вызвало отставку правительства региона и начало процедур по формированию нового правительства.

Конституция Грузии, также как и Конституция автономной республики Аджария президенту Грузии представляют формальную роль в процессе формирования правительства, однако процедуры содержат определенные несоответствия, и предоставляют президенту право выдвинуть кандидата на пост председателя правительства без согласия центрального правительства и правящего большинства региона.

Однако, согласно Конституции, президент Георгий Маргвелашвили до представления кандидатуры в Верховный совет должен провести консультации с политическими группами до совета. С этой целью Маргвелашвили 13 июля посетил Аджарию и встретился депутатами местного Верховного совета от Грузинской мечты, а также от Единого национального движения и других оппозиционных партий.

Грузинская мечта в Верховном совете, состоящем из 21 члена, представлена 14 депутатами, ЕНД — 4 депутатами, а Альянс патриотов и Демократическое движение Нино Бурджанадзе – по одному депутату.

Маргвелашвили в Батуми встретился с руководителем Фонда развития энергетики Торнике Рижвадзе. Последний был представлен правящим большинством в качестве кандидата на пост главы правительства Аджарии. Однако, в отличие от 2016 года, когда Зураб Патаридзе был единственным кандидатом на пост председателя правительства, на этот раз президент заявил, что он рассматривает и другие кандидатуры, в том числе, от оппозиции.

Президент Маргвелашвили, который подчеркнул, что желает, чтобы процесс был как можно более инклюзивным, 14 июля продолжил консультации, в том числе, с представителями гражданских организаций, которые представили кандидатуру Гочи Гугунава. Администрация президента заявила, что консультации продлятся до 18 июля, до истечения двухнедельного периода.

Однако пока неясно, сможет ли встретиться Георгий Маргвелашвили с третьим кандидатом Армазом Ахвледиани. Последний, который несколько лет назад был исполнительным секретарем партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», был выдвинут 15 июля группой оппозиционных партий, в том числе, Единым национальным движением, Европейской Грузией и Демократическим движением.

Председатель Парламента Грузии Ираклий Кобахидзе, который настаивает, что политические консультации являются только формальностью, заявил, что решение президента о затягивании процессе «непонятно». «Ситуация простая. Выборы Верховного совета состоялись в 2016 году, на которых «Грузинская мечта» одержала убедительную победу. «Грузинская мечта» представлена в Верховном совете двумя третями, т.е. твердым большинством, и главным определяющим фактором является, естественно, воля народа, демократическая воля населения аджарии», — заявил Кобахидзе.

«Нам потребовалось пять лет для объяснения того, что президент обязан представить того кандидата в премьер-министры и тот состав правительства, который отражает волю народа на парламентских выборах… Теперь нам приходится, как видно, учить президента и тому, что аналогично должен действовать в Аджарии», — заявил Кобахидзе и выразил надежду, что президент Маргвелашвили «правильно прочтет Конституцию и будет действовать в соответствии с этой данностью».

Конституционное недоразумение

Конституция Грузии предоставляет Президенту полномочия на то, чтобы в течение 10 дней после признания полномочий новоизбранного Верховного совета Аджарии, после консультаций с политическими субъектами, представленными в Верховном Совете, по предварительному соглашению с правительством Грузии, представить Верховному совету Аджарии на утверждение кандидатуру председателя правительства автономии.

Однако документ не определяет процедуры для того случая, если прекращение полномочий главы правительства Аджарии не связано с выборами, например, как это было в случае Зураба Патаридзе. Эти процедуры определены Конституцией Аджарии, которые повторяют положения Конституции Грузии, но содержат требования о том, что президент нуждался в предварительном одобрении центрального правительства.

В результате, это положение конституции предоставляет президенту право выдвигать кандидата без предварительного согласия центрального правительства и правящего большинства региона. Однако кандидат реально будет успешным только в том случае, если правящая партия поддержит его, поскольку для утверждения правительства требуется выражения доверия со стороны большинства членов Высшего совета, состоящего из 21 депутата.

Если Верховный Совет не может дважды утвердит кандидата и его правительство, президент имеет право распустить совет с согласия Парламента Грузии и назначить внеочередные выборы.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)