Политики и НПО оценивают события вокруг телекомпании «Рустави-2»
За заявлением директора телекомпании «Рустави-2» Ники Гварамия от 6 мая, в котором он говорил о давлении на канал и попытке изменения редакционной политики со стороны власти, последовали оценки политических кругов и представителей местных НПО.
Civil.ge предлагает эти оценки:
Политические оценки
- Президент и правящая команда
Хатия Моисцрапишвили — пресс-секретарь президента: «По заявлению президента Грузии, что свобода слова защищена и гарантирована Конституцией. Соответственно, будут использованы все законные ресурсы для того, чтобы свобода слова в стране была бы защищена полностью».
Каха Каладзе — мэр Тбилиси: «Честно говоря, вообще не знаю, о каком иске идет речь. Сегодня у нас в Грузии есть свобода, и все телевидения, все журналисты… вам никто ничего не ограничивает и я могу привести вам много наглядных примеров этого, хотя бы сюжеты последних дней. Я не вижу этой проблемы, чтобы кто-то в Грузии кого-то ограничивал. Наоборот, у нас архидемократия и архисвобода».
Майя Цкитишвили — министр регионального развития и инфраструктуры: «Я оцениваю это, как очередной сценарий от «Рустави-2», чтобы представить, что якобы имеет место какая -то атака, когда мы прекрасно видим, что несмотря на то, что «Рустави-2» неоднократно анонсирует атаку на «Рустави-2», но в то же время «Рустави-2» имеет неограниченную возможность выражать свое мнение и скажу больше, что выражение мнения выходит за всякие рамки этических, моральных и нравственных норм, включая ругань и мат в прямом эфире, так что, наверно все мч убеждаемся, что на «Рустави-2» никакая атака не осуществляется, конечно же, и это очередная попытка со стороны «Рустави-2» ввести в заблуждение как наших граждан, также международное сообщество».
Софио Киладзе — председатель парламентского Комитета по правам человека: «Я думаю, что «Рустави-2» является архисвободной в своей редакционной политике, поэтому немного непонятно и странно то, что вчера сказал г-н Гварамия. Я думаю, что это частный спор… Связывать с этим вопросом Бидзину Иванишвили, на мой взгляд, является политической спекуляцией».
- Оппозиция
Григол Вашадзе — Единое национальное движение/Сила в единстве: «Параллельно с запугиванием, подкупом, шантажом во время избирательной кампании, т.н. власть, а на самом деле, криминальная группировка Бидзины Иванишвили начала новую атаку на свободу слова и на рупор свободы слова – на «Рустави-2». После ареста всего имущества «Рустави-2» и принятия решения в пользу «Рустави-2» в Страсбурге, т.н. власть решила взять реванш. У оккупационную режима Бидзины Иванишвили остается одно — противостоять обществу, усилить преследование оппозиции и максимально пытаться заглушить один-два оставшихся рупора свободы слова, где «Рустави-2» является если не самым ведущим, то одним из самых ведущих. Он хочет захватить «Рустави-2» с помощью фейкового иска и превратить в фабрику фейковых новостей. Хочу сказать т.н. власти, что весь политический спектр, все оппозиционные партии, все общество будут защищать «Рустави-2». Больше боитесь отключенного, заглушенного «Рустави 2», чем «Рустави 2», который выполняет свои профессиональные обязанности… Мы прибегнем ко всем формам протеста, включая крайние формы».
Давид Бакрадзе — Европейская Грузия: «Любая атака, иск любого человека однозначно воспринимается как продолжение той атаки, под которой «Рустави-2» находилась на протяжении нескольких лет. Поэтому за этим иском должна последовать соответствующая реакция и внутри страны, и за ее пределами… Продолжая атаку на «Рустави-2», власти еще раз говорят нам, что Иванишвили желает, чтобы Грузия была страной, где не будет существовать отличающегося мнения… Судьба «Рустави-2» определяет, будем ли мы жить в Советском Союзе 60-х гг. или Северной Корее, или будем мы жить свободной стране, где возможно существование отличающегося мнения».
Эка Беселия — независимый депутат: «Власти, несомненно, должны проявить осторожность. Телекомпания «Рустави-2» постоянно была камнем преткновения во время смены власти и переходила из рук в руки, т.е. у нее есть целая история, но сегодня и контекст очень сложный. Оба контекста должны быть приняты во внимание, тут, с одной стороны, дело в Страсбургском суде, которое не завершено, и с другой стороны, очень тяжелые критическое настроения в отношении суда, о чем наши международные партнеры открыто и неприкрыто говорят. Поэтому правящая партия должна осознать это, какого типа вызов сегодня стоит на повестке и проводить тут какие-то эксперименты, я думаю, это будет очень опасно для страны».
Георгий Гугава — Лейбористская партия: «Естественно, все это связано с предстоящими выборами, предстоящим процессом, который непременно принесет в жертву Иванишвили и его банду. Он принимает, по своему разумению, превентивные меры, чтобы нейтрализовать одного из главных противников, цитадель правды – «Рустави-2», и тем самым, думает, что сохранит власть и выживет.Мы должны встать вместе, провести широкомасштабные акции с политическим требованием – завершить эту власть. В таком случае му спасем страну, спасем народ, спасем «Рустави-2».
Нино Гогуадзе — Свободные демократы: «Всем понятно, что это борьба власти, вернее, Бидзины Иванишвили против свободы слова. Он не может свыкнуться ни с каким отличающимся мнением; Он владеет всеми государственными рычагами; Он подчинил полностью главный фундамент демократического государства – суд, и теперь с помощью суда пытается заставить замолчать независимое СМИ – «Рустави-2».
Тамар Кордзая — Республиканская партия: «У нас есть обоснованное подозрение, что в это процессе вырисовываются интересы только власти и больше ничьи… Однозначно, что за такими спорами всегда могут существовать политические интересы власти, тем более в странах с нашим опытом, где это было подтверждено неоднократно».
Неправительственные организации
Кетеван Хуцишвили — исполнительный директор Фонда «Открытое общество — Грузия»: «Этот вопрос еще не следует прояснить, чего требует владелец 9% и почему, но, к сожалению, мне кажется, что все это предпосылки выборов 2020 года, когда власть пытается максимально контролировать СМИ… Возможно Страсбургу придется принять еще одно решение».
Ната Дзвелишвили, директор Хартии журналистской этики: «Уже давно, как события вокруг «Рустави-2», и в целом, дело «Рустави-2» является частью политического процесса. Я не думаю, что кто-то остался в стране, кто думает, что это частный спор между владельцами. Тут дело касается не «Рустави-2», а того, что будет ли у нас в стране критичный вещатель, будут ли существовать такие СМИ, которые неприемлемы для правительства, потому что наличие таких СМИ в стране является показателем демократии».
Эка Гигаури — исполнительный директор «Международной прозрачности – Грузия»: «Этот новый иск, конечно же, вызывает много вопросов, и, оценивая эти обстоятельства, мы можем даже допустить, что за этим стоят лица, связанные в властью… Очень важно, чтобы мы сделали все для того, чтобы к 2020 году мы сохранили независимые СМИ».
Тамар Кинцурашвили — председатель Фонда развития СМИ: «Есть все основания, чтобы поверить в ту версию, что здесь, по-видимому, вырисовываются интересы власти… Для них неприемлемы критическое содержание и изменение редакционной политики является заявленной целью Грузинской мечты и правящей партии, и это очень подозрительно совпадает с намерением очистить информационное поле перед выборами 2020 года».
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)