«Нарушение нейтралитета» или «попытка дискредитации»: «Справедливые выборы» отвечают на обвинения правящей команды

Что произошло?

Согласно решению правящей партии Грузинская мечта, одна из самых влиятельных местных неправительственных организаций, занимающихся вопросами выборов, «Международное общество за справедливые выборы и демократию» (ISFED) 18 августа не была приглашена на первое заседание рабочей группы по пересмотру Избирательного кодекса, созданной с целью разработки законодательных изменений, необходимых для получения страной статуса кандидата в члены ЕС.

Как правящая партия оправдывает это?

По заявлению лидеров Грузинской мечты, причиной неприглашения является нарушение организацией «политического нейтралитета», что проявилось в участии руководителя «Справедливых выборов» Нино Долидзе в митинге, состоявшемся 24 июня, последовавшем за отказом Грузии в предоставлении статуса кандидата в члены ЕС и, в частности, в присоединении к требованию о создании технического правительства.

Кто что говорит?

  • Гиви Миканадзе, руководитель рабочей группы по пересмотру Избирательного кодекса, говорит: «Невозможно, чтобы в легитимный процесс вошла организация, которая ставит под сомнение легитимность этой власти, требовала отставки правительства, формирования технического правительства и участия в процессе формирования это технического правительства в виде неправительственного сектора.
  • По словам спикера Парламента Шалвы Папуашвили, «Справедливые выборы» были одной из тех организаций, которые на акции на следующий день после оглашения решения Европейского совета о статусе кандидата в члены ЕС для Грузии, 24 июня, выдвинули Парламенту недельный ультиматум для отправки в отставку правительства и для отбора технического правительства, в процессе формирования которого они бы имели право вето. По словам Папуашвили, если организация скажет, что больше не разделяет эту позицию, и «снимет» выдвинутые требования, «они смогут полноценно участвовать в рабочих группах. В противном случае сотрудничество в рамках рабочих групп будет невозможно».
  • Ираклий Кобахидзе, председатель Грузинской мечты, 23 августа придал остроту критике, заявив, что в 2020 году «ISFED активно участвовала в фальсификации параллельного подсчета голосов» и, таким образом, была «непосредственно вовлечена в революционные процессы, которые управлялись радикальной оппозицией». Кобахидзе прямо связал с событиями 2020 года события 24 июня, и заявил «после чего мы видим ISFED уже на сцене перед Парламентом, где слышно политическое требование, в том числе и с их стороны, относительно отставки правительства, а затем формирования техническое правительства».

Факты: что произошло 24 июня?

23 июня Совет Евросоюза признал европейскую перспективу Грузии, однако, в отличие от Украины и Молдовы, обязал страну выполнить двенадцать требований для получения статуса кандидата в члены ЕС.

В тот же день поздно вечером члены гражданской платформы «Сделай шаг в сторону Европы» провели совместный брифинг, повергли правительство критике за неполучение страной статуса кандидата в члены ЕС и призвали граждан выйти на запланированный проевропейский митинг у здания Парламента 24 июня. Среди выступавших гражданских активистов была также и директор «Справедливых выборов» Нино Долидзе.

Действительно ли Нино Долидзе требовала отставки правительства на брифинге?

Долидзе тогда раскритиковала правительство и сказала, что «когда власти Грузии должны были быть везде, во всех европейских столицах и делать все, что было и не было в их силах, мы видели обратное, чтобы мы не получили статус сегодня». «Мы все вместе должны сделать все, чтобы европейская дверь не была закрыта для Грузии, чтобы двигаться вперед к нашему историческому выбору», — сказала Долидзе и призвала граждан выйти на митинг, хотя ничего не сказал об отставке действующего правительства и формировании технического правительства.

Какое заявление сделали «Справедливые выборы» на митинге?

Уже 24 августа, на акции протеста у здания Парламента, Шота Дигмелашвили, один из основателей гражданского движения «Позор», от имени движения «Домой в Европу», озвучил требование об отставке правительства и формировании технического кабинета министров. Когда членов движения «Домой в Европу» пригласили на сцену, Нино Долидзе также присутствовала вместе с представителями других неправительственных организаций и гражданских активистов, хотя и не выступала с речью. Также не было речи о «предоставлении права вето» НПО в процессе формирования технического правительства.

Позиция «Справедливых выборов»

Вслед за критикой со стороны правящей партии наше издание взяло интервью у Нино Долидзе, директора Международного общества за справедливые выборы и демократию (ISFED). Предлагаем комментарий.

«О нарушении нейтралитета»

Нино Долидзе говорит, что за 27 лет работы организация ни разу не поддерживала и не выступала против какой-либо политической партии. «Мы всегда работаем над проведением свободных и справедливых выборов в стране».

«Результат для нас не важен. Важно, как проходят выборы. Этому служит организация, и все ее официальные заявления, какими бы они ни были, направлены на это. Если какая-то партия или субъект что-то нарушает, мы постоянно об этом говорим», — говорит Долидзе.

Он отвечает на критику правящей партии в отношении митинга 24 июня, она сказала, что «Справедливые выборы» никогда не нарушали нейтралитет и, как и другие гражданские организации, стояла на акции протеста с требованием европейского будущего.

Она также подчеркнула, что организация не была организатором митинга, хотя и поддерживала проевропейские акции, что «является обычным правом, и я этим правом пользовалась».

24 июня — причина или повод?

Долидзе говорит, что на акции протеста стояли и другие неправительственные организации, но только им отказали в работе в рамках рабочей группы по избирательной реформе, что является признаком избирательной дискриминации. По ее словам, истинным мотивом правящей партии является ограничение участия неправительственного сектора в разработке кодекса, и обсуждать приведенный ими повод неуместно.

«Я думаю, что (решение Грузинской мечты) является дискриминационным и избирательным, и поэтому мы больше не говорим об этом… соответственно, я больше не вдаюсь в подробности», — говорит Долидзе.

По ек словам, участие неправительственного сектора в реформах является одним из двенадцати требований Евросоюза. «В целом, из-за того, что кто-то стоял на митинге, — это не тот критерий отбора, который нужен для выполнения рекомендаций ЕС. Главное дело и кто может принести опыт, а не то, кто не нравится и кто критикует власть».

Обвинения в политических амбициях

Нино Долидзе также отрицает, что ее организация собиралась участвовать в формировании технического правительства. «Неправда, что «Справедливые выборы» хотели использовать право вето при формировании правительства… «Справедливые выборы» никогда не выражали желания или требования участвовать в формировании такого правительства. Такого заявления нигде не смогут найти», — говорит она.

Парадокс сотрудничества с правящей партией

Мы спросили Нино Долидзе, насколько логично участие в рабочей группе, организованной правящей партией, когда они сами резко критикуют политику правящей партии и обвиняют ее в сознательном саботаже рекомендаций Евросоюза.

По словам Долидзе, позиция его организации такова, что, несмотря ни на что, сотрудничество необходимо, потому что должны быть выполнены двенадцать рекомендаций Еврокомиссии.

«С этой мотивацией и в таком духе мы решили участвовать в рабочих группах и любой активности, которая способствовала бы этому процессу, и, естественно, моим желанием было участие в обсуждении избирательных вопросов… Однако вы видели, как продолжилось это (этот процесс)», — сказала директор «Справедливых выборов».

Руководитель «Справедливых выборов» заявила, что «в итоге ЕС будет смотреть, добилась ли страна успеха и выполнила ли 12 рекомендаций, которые они нам представили. Первое – посмотрят на прогресс, и второе – посмотрят на процесс».

«В процессе мы выразили готовность к сотрудничеству, а сама правящая партия этого не хочет. Поэтому это, безусловно, это отразится на все, и наше беспокойство связано с этим, что стране будет нанесен ущерб, и я думаю, что это очень большая проблема. Грузинская мечта должна это очень хорошо понимать, и раз уж они так решили, то, возможно, для них маловажна оценка и то, что за этим последует», — сказала она.

Кампания против неправительственного сектора?

Нино Долидзе рассказала нам, что, кроме публичных заявлений и брифингов, Грузинская мечта напрямую не разговаривала и не общалась с ними на эту тему. По словам Долидзе, когда платформа Восточного партнерства предложила правящей команде включить «Справедливые выборы» в группу избирательных реформ, позицию зафиксировали именно тогда.

«(После этого) я сама выразила готовность встретиться и поговорить с ним, потому что мне было непонятно, почему (только) ISFED, и никто другой?… Однако у этого не было продолжения, кроме публичных заявлений, которые мы слышали», — сказала нам Нино Долидзе.

По ее словам, также «неправильно» и «дискриминационно» требование только от одной организации взять обратно т.н. «ультиматум». «(В велом) выступать с такими требованиями сейчас — это попытка перенести дискуссию в другое направление, чем обсуждением вопросов», — добавила Долидзе.

В контексте дискредитации гражданского сектора Нино Долидзе акцентировала внимание на постоянном упоминании правящей командой недостатка в параллельном подсчете голосов, проведенном «Справедливыми выборами» на парламентских выборах 2020 года, и отметила, что «правящая партия всегда хотела дискредитировать гражданские организации, и теперь, когда у них есть такая возможность, когда организация ошиблась, они, конечно же, воспользуются этим, несмотря на то, что правящая партия прекрасно знает, что это была ошибка, а не преднамеренное действие».

«Я глубоко убеждена, что если не эти акции, они могли в любой момент придумать другую причину, чтобы говорить об этом, и они держат это в руках, чтобы, если организация когда-либо выскажет другое мнение или будет критичной, они напомнят – вы ошиблись, как будто после этого мы не имеем права говорить», — сказала Нино Долидзе и добавила, что тогда организация взяла на себя высочайшую ответственность и сменила председателя.

Предполагаемые причины кампании

Нино Долидзе объясняет отношение правящей команды к «Справедливым выборам» тремя причинами. Первая – «Для них нежелательно, когда в стране есть «вочдог», который является критичным».

По ее словам, второй причиной может быть предварительная подготовка к предстоящим выборам и попытка дискредитировать организацию, которая говорит правду об избирательной тематике, «чтобы все, что (организация) скажет в будущем, так или иначе потеряло бы свою ценность».

«Третья — я уверена, что Грузинская мечта прекрасно знает, что «Справедливые выборы» беспристрастны и не на чьей-либо стороне, но, возможно, это очень хороший политический посыл для попытки атаковать гражданские организации, их дискредитации, чтобы очернить их», — добавила она.

Планы «Справедливых выборов»

Руководитель «Справедливых выборов» заявила, что, несмотря на отказ правящей партии включить организацию в рабочую группу, с сентября они представят соответствующие рекомендации всем сторонам, вовлеченным в процесс.

«Мы, естественно, продолжим наш процесс, чтобы в этой стране прошла лучшая избирательная реформы. Мы сосредоточены на деле, а не на попытке отвлечения внимания… Что касается рабочей группы, то желаю ей успехов… Единственное пожелание, чтобы страна двигалась в направлении демократического развития и получила статус кандидата, и если кто-то это сделает, конечно, мы будем только рады», – сказала Нино Долидзе.

В этом контексте она также подвергла критике выделение квоты в два члена для неправительственных организаций в группах, созданных для реализации рекомендаций Еврокомиссии, и сказала, что в целом, чем больше различных сторон вовлечено в процесс, тем больше различных вопросов будет подниматься, тем более инклюзивной является среда, тем больше обсуждений и попыток устранения недостатков избирательной реформы.

По теме:

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)